Статья поступила
в редакцию
в июне 2013 г.
Введение
1 Biancani S., McFarland D. A. (2013) Social Networks Research in Higher
Education / M. B. Paulsen (ed.) Higher Education: Handbook of Theory and
Research. Vol. 28. Ch. 4. P. 151–152, 175–184. (пер. с англ. Н. Микшиной).
M. B. Paulsen (ed.), Higher Education: Handbook of Theory and Research, 151
Higher Education: Handbook of Theory and Research 28, DOI 10.1007/978–
94–007–5836–0_4, © Springer Science+
Business Media Dordrecht 2013
86 Вопросы образования. 2013. № 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальные сети в образовательной среде
и сайтов социальных сетей, исследователи получили невиданное
ранее поле возможностей для анализа социальных сетей студен-
тов, преподавателей, сотрудников колледжей и университетов.
SNA позволяет объяснить и то, как организована деятель-
ность университета внутри, и то, как он взаимосвязан с общест-
вом. Университет — сложная структура, объединяющая студен-
тов, преподавателей, сотрудников и администраторов, которая
должна отвечать на запросы родителей студентов, спонсоров,
правительства и отрасли. Университеты выполняют множество
социальных ролей, и ни одну из них нельзя отделить от другой
или от общей задачи образования. Социальные сети как метод
исследования относительно поздно пришли в сферу высшего об-
разования, но в итоге и здесь стали применять метод SNA и оце-
нили его уникальные преимущества.
Анализ социальных сетей в высших учебных заведени-
ях начался с исследований сетей студентов и преподавателей.
В большинстве из них описывались отношения между студента-
ми в общежитиях [Festinger, Schachter, Back, 1950; Newcomb, 1961]
или сотрудничество преподавателей на кафедрах и факульте-
тах [Friedkin, 1978]. Несмотря на богатые традиции SNA, в сфере
высшего образования соответствующее поле исследований еще
только формируется: нет ясно очерченного и сплоченного сооб-
щества ученых, которые бы сотрудничали в этой области. Пока,
скорее, существует множество «горячих точек» исследователь-
ской активности, в которых техники анализа сетей используются
для решения проблем высшего образования в рамках понятий-
ных систем разных социальных наук.
В журналах, посвященных вопросам высшего образова-
ния, мы находим SNA-исследования расового/этнического со-
става учащихся колледжей и той роли, которую может сыграть
в изменении установок студента по отношению к представите-
лям той или иной расы их наличие среди учащихся, и особен-
но соседство со студентами другой расы или этнической груп-
пы в общежитии. Это направление исследований тесно связано
с аналогичной проблематикой социальной психологии и теории
межгрупповых отношений. Кроме того, методы SNA применя-
ются в исследованиях высшего образования для анализа меж-
дународного обмена студентами, для изучения сотрудничества
между студентами и влияния различных связей — с соседями,
одноклассниками, друзьями и другими людьми — на успевае-
мость студентов и на их отсев из колледжей. Схожие работы пуб-
ликуются в экономических журналах: в них оценивается влияние
связей с одноклассниками и особенно с соседями по комнате
на итоговые баллы и другие показатели обучения в колледже.
В социологической литературе описывается процесс форми-
рования дружеских связей в колледже (особое внимание при этом
уделяется комплементарным ролям гомофилии и близости), а так-

Ноябрь 14, 2014
idrgmdagdggdrgrgedr3gdrgdrgdr-gdrgdr00x250

Коллектив школы

Абакумова Марина Алексеевна Учитель английского языка. Первая квалификационная категория. Имеет большой опыт работы в качестве переводчика-международника. Агафонова Лидия Тимофеевна Учитель немецкого языка.Высшая квалификайионная категория. Заместитель…
Ноябрь 14, 2014
d4346o645verie

Почта доверия

Уважаемые ребята, родители и педагоги!Информируем вас о том, что в школе есть анонимная почта доверия.Что это значит?Если у вас есть личные вопросы,проблемы, связанные с внутренними переживаниями, правовыми аспектами и т.д., в которых вам сложно разобраться…

История

Нояб 14, 2014 Структура
DSCN7962
Школа № 59 была основана в 1962 году как Терновская средняя школа №1.2 октября 1962 года…

Основные сведения

Нояб 14, 2014 Структура
J48erg2rtWrtlrtz8hzs
Основные сведения Школа №59 была открыта 2 октября 1962 года , и уже 50 лет её двери…

Профильное обучение

Нояб 14, 2014 Структура
IMG 0709
ПАМЯТКА ПОСТУПАЮЩЕМУ В ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ При приеме в профильные 10-е классы при МГТУ им.…

Отношения с прогимназией №1779

Нояб 06, 2012 Структура
edu1565 29
ДОГОВОР О НАМЕРЕНИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА СВОУО Департамента образования города Москвы…