Печать

в 5«В» классе (общеобразовательном)

УМК:

1. Учебник «Русский язык 5 класс» / под ред. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Тростенцова Т.А. и др. – М., «Просвещение», 2012.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку для 5 класса – М.,2012

РАЗРАБОТЧИК: Баранов М.Т.

Учитель: Шевлякова Н.В.

Москва, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

256268Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику под редакцией Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Шанского Н. М. Тростенцовой Т.А. и др. составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений (Русский язык 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Тростенцова Т.А., Дейкина А.Д. М.: Просвещение, 2011), допущенной Министерством образования и науки РФ.

Программа рассчитана на 1 год и предусматривает 5 часов в неделю. Количество часов по учебному плану школы –170

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Рабочая программа для 5 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.


Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

в конце 5 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

уметь:



различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;
пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;
находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
составлять простой план исходного и собственного текста;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Методы контроля – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков учащихся, результатов обучения на уроке.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.
Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

УМК и учебные пособия:

1. Учебник «Русский язык 5 класс» / под ред. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Тростенцова Т.А. и др. – М., «Просвещение», 2012.

2. . Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2012

3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку для 5 класса – М.,2012

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ НА 2013-2014 ГОД
№ п/п Кол-во часов Содержание учебного материала Использование ИКТ. Применяемая форма. Дата урока
1 1 Язык и человек. Язык и речь. 2.09.
2 1 Язык и его единицы. Общение устное и письменное 3.09.
3 2 Повторение изученного в начальной школе. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова 3.09

5.09.
4 1 Состав слова. Разбор слова по составу 6.09
5 1 Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Презентация 9.09
6 2 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 10.09.
7 1 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова 12.09.
8 1 Буквы И, У, А после шипящих 13.09.
9 1 Правописание проверяемых согласных в корне слова 16.09.
10 1 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 17.09.
11 1 Разделительные Ъ и Ь 17.09.
12 1 Раздельное написание предлогов с другими словами 19.09.
13

14 2 РР. Что такое текст? Тема и основная мысль текста. Типы речи Презентация 20.09,

23.09.
15 1 РР. Подробное изложение текста-описания «Осенние дни» Презентация 24.09.
16 1 Части речи. Глагол. –тся, -ться в глаголах. 24.09.
17

18 2 Диагностическая работа стартового контроля (статград) и ее анализ. Анализ изложений 26.09

27.09.
19 1 Личные окончания глаголов. 30.09.
20 1 НЕ с глаголами. 1.10.
21-22 2 Имя существительное. 1,3.10.
23-24 2 Имя прилагательное 4,7.10
25 1 Местоимение 8.10
26 1 Наречие как часть речи 8.10.
27 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». 10.10
28 1 Работа над ошибками контрольного диктанта 11.10.
29 1 Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке 14.10.
30-31 2 РР Сочинение по картине

И.Левитана «Золотая осень» Тематическая презентация 15.10
32-33 2 Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании 15.,17.10
34 1 Синонимичные словосочетания 18.10
35 1 Разбор словосочетания 21.10
36 1 Предложение 22.10
37 1 Виды предложений по цели высказывания 22.10.
38 1 Виды предложений по эмоциональной окраске 24.10
39 1 РР Стили речи Тематическая презентация. 25.10
40 1 Члены предложения. Главные члены предложения. 28.10.
41 1 Подлежащее Тематическая презентация. 29.10.
42 1 Сказуемое Тематическая презентация. 29.10
43

44 2 Тире между подлежащим и сказуемым Тематическая презентация. 31.10.

1.11
45 1 Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. 11.11.
46 1 Дополнение 12.11
47 1 Определение 12.11
48 1 Обстоятельство 14.11
49 1 Предложения с однородными членами 15.11
50

51 2 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 18,19.11
52

53 2 Предложения с обращениями 19,21.11
54 1 РР Письмо 22.11
55 1 Синтаксический пунктуационный разбор простого предложения 25.11
56 1 Простые и сложные предложения 26.11
57 1 Понятие о ССП 26.11
58 1 Понятие о СПП 28.11
59 1 Понятие о БСП 29.11
60 1 Синтаксический разбор сложного предложения 2.12
61-62 2 РР Сочинение по картине Ф.Решетникова

«Опять двойка» 3.12
63-64 2 Прямая речь. 5,6.12
65 1 Диалог 9.12
66 1 Повторение изученного по теме, подготовка к к/д и зачету 10.12
67

68 2 Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация», его анализ, зачет №1 по теме 10.12
69 1 Фонетика как раздел науки о языке

Гласные звуки 12.12
70 1 Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. 13.12
71 1 Согласные звонкие и глухие 16.12
72 2 РР Повествование. Подробное изложение текста-повествования «Арбат» Тематическая презентация. 17.12
73 1 Графика. Алфавит.

Из истории русского алфавита Тематическая презентация. 19.12.
74 1 Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. 20.12
75

76 2 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 23,24.12
77 1 Фонетический разбор слова 24.12
78 1 РР Описание предмета 26.12
79 1 Орфоэпия 27.12
80 1 Повторение изученного по теме, подготовка к к/д 13.01.
81-82 2 К/Диктант по теме «Фонетика», его анализ, зачет по теме 14.01

16.01
83 1 Лексика.Слово и его лексическое значение. Способы толкования ЛЗ слова 14.01
84 1 Однозначные и многозначные слова 17.01.
85 1 Прямое и переносное значение слова 20.01
86 1 Омонимы 21.01.
87-88 2 Синонимы 22.01

24.01
89-90 2 РР Сочинение-описание пейзажа по картине

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» 28.01
91 1 Антонимы 25.01.
92 1 Повторение и зачет по теме «Лексика». 27.01.
93 1 Морфемика. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. 30.01.
94 2 РР Подробное изложение текста

К.Паустовского «Первый снег» 4.02.
95 1 Окончание. Основа слова 31.01.
96 1 Корень слова 3.02.
97 1 Приставка 6.02.
98 1 Суффикс 7.02.
99 1 Чередование звуков. Беглые гласные 11.02.
100 1 Варианты морфем. Морфемный разбор слова 10.02
101 1 Правописание гласных и согласных в приставках 13.02.
102103 2 Буквы З и С на конце приставок 14,17.02.
104 1 Буквы О-А в корне –лаг—лож- 20.02.
105106 2 РР Сочинение-описание по картине П.Кончаловского «Сирень» 18.02.
107108 2 Буквы О-А в корне -раст- - -рос- 21,24.02.
109110 2 Буквы О-Ё после шипящих 25.02
111 1 Буквы Ы-И после Ц 27.02.
112 1 Повторение по теме, подготовка к к/д 28.02.
113114 2 Контрольный диктант по теме «Морфемика», его анализ, зачет по теме 3,4.03.
115 1 Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи 4.03.
116117 2 РР Рассуждение как тип текста.

Изложение текста с элементами рассуждения 6,7.02.
118 1 Имя существительное как часть речи. 10.03.
119 1 Имена существительные одушевленные и неодушевленные 11.03.
120 1 Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных 11.03.
121 1 Морфологический разбор имени существительного 13.03.
122 1 Род имен существительных 14.03.
123124 2 Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 17.03.,

18.03.
125 1 Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа 20.03.
126 1 Три склонения имен существительных 21.03.
127 1 Падеж имен существительных 31.03.
128129 2 Правописание гласных

в падежных окончаниях существительных 1,3.04.
130 1 Множественное число имен существительных 4.04.
131 1 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 7.04.
132 1 Повторение и обобщение темы, подготовка к к/д 8.04.
133134 2 К/Диктант его анализ и зачет по теме «Имя существительное». 8.04.,

10.04.
135 1 Имя прилагательное как часть речи. 11.04.
136137 2 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 14,15.04.
138 1 Прилагательные полные и краткие. 15.04.
139 1 Буквы О-Е в окончаниях прилагательных 17.04.
140 1 Морфологический разбор имени прилагательного 18.04.
141142 2 РР. Описание животного.

Изложение-описание животного 22.04.
143

144 2 К/Диктант, его анализ, зачет по теме «Имя прилагательное». 21,24.04.
145 1 Глагол как часть речи. Не с глаголами 28.04.
146 1 Неопределенная форма глагола.

Правописание -тся, -ться в глаголах 29.04.
147 1 Виды глагола 5.05.
148

149 2 Буквы Е-И в корнях с чередованием 6.05.
150 1 Время глагола. Прошедшее время 12.05.
151152 2 РР. Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» 13.05.
153 1 Настоящее время 15.05.
154 1 Будущее время. Употребление времен 16.05.
155 1 Спряжение глаголов 19.05
156157 2 Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием 20.05.
158 1 Морфологический разбор глагола 22.05.
159 1 Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Повторение по теме «Глагол» 23.05.
160161 2 Диктант и зачет по теме «Глагол», анализ, зачет 26,27.05.
162 1 РР.Отзыв о прочитанном произведении 27.05.
163164 2 ПОУ «Путешествие в Соединенные штаты языкознания» 29,30.05.