edu1565 32Технический прогресс способен не только восхищать. Очень многие, ставшие уже давно привычными его плоды на стадии своего появления раздражали, вызывали недовольство, бесили, приводили к бунтам, беспорядкам и даже жертвам. Однако все попытки остановить движение вперед приводили к еще бóльшим потерям, необходимости срочно, напрягая все силы общества, «догонять и перегонять», чтобы не остаться навечно в рядах отсталых и неразвитых.

Комментарии читателей к прошлой статье из цикла «Классная революция» стали очередным подтверждением давно известной истины, которая гласит, что все новое часто воспринимается в штыки, с недоверием и опаской. Что поделать, такое восприятие заложено в природе человека наряду с парадоксальным стремлением к новизне и желанием изменить жизнь к лучшему.

На заре авиации немногим было дано увидеть в нелепых тарахтящих этажерках из фанеры будущие лайнеры, перевозящие десятки миллионов человек ежегодно. Так же и мы сейчас не можем себе представить, каким станет в будущем образование, как будут учить своих детей наши внуки и правнуки.

Кое-что, однако, можно предположить уже сейчас. Под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий процесс образования меняется уже сейчас и будет меняться – это очевидно. Появление электронных учебников тому свидетельство. И в этой ситуации важно понять, кто будет оценивать эффективность нововведений, откуда возьмется столь необходимая обратная связь.

Безусловно, главными экспертами в процессе реформы образования должны быть сами учителя. Ведь, в конечном счете, именно в классе, между учителем и учениками, происходит главный процесс – обучение новым навыкам, передача знаний. Знание об их отношении к нововведениям, учет их предложений, безусловно, является залогом успешности столь масштабных преобразований.

Именно поэтому компания «Рукарта», ставшая одним из победителей конкурса правительства Москвы на создание электронных учебников, совместно с издателями организовала апробацию своей продукции в двадцати регионах России. После учета поступивших рекомендаций и доработки учебников их создатели пошли еще дальше: учителям из 100 городов России был предоставлен бесплатный доступ к выбранным ими электронным учебникам на один месяц. И только после того, как стало ясно, что более 98 процентов пользователей

удовлетворено продукцией, первый в России магазин настоящих электронных учебников www.cm.ru открылся для всех. Теперь каждый школьник, родитель или учитель может купить себе понравившийся электронный учебник, а школа — оформить оптовую заявку.

Общественная профессиональная экспертиза стала не только важным испытанием для разработчиков. Польза от нее была обоюдная: педагоги получили возможность ознакомиться с новыми ЭУ, опробовать их непосредственно в процессе обучения, а издатели получили столь необходимую им обратную экспертную связь.

На сайте магазина представлены линейки учебников для средней школы издательств «Бином», «Федоров», «Русское слово», «Дрофа». Для реализации ЭУ используется облачная технология, то есть доступ к учебнику возможен с любого устройства (настольный ПК, ноутбук, планшет) из любого места. Главное, чтобы было подключение к интернету.

Учебники снабжены огромным корпусом дополнительных мультимедийных материалов. Например, если в учебнике по литературному чтению упоминается композитор Фредерик Шопен, то можно тут же послушать фрагмент одного из самых известных его произведений. А учебник английского, в котором можно послушать песенку, диалог, а потом еще и записать собственное произношение, сравнить его с эталонным? Кто не мечтал об этом в детстве?

Впрочем, описывать новые ЭУ бесполезно. Лучше попробовать, тем более что магазин дает возможность ознакомиться с демоверсиями www.demo.cm.ru.

Итак, обычные учителя самых обычных школ получили возможность опробовать новые технологии и высказать свои пожелания. При этом сам учебный процесс не менялся. Организаторы эксперимента получили несколько десятков анкет с отзывами педагогов, причем как от тех, кто работает в начальной школе, так и от тех, кто обучает уже старшеклассников.

На вопрос «Хотели бы Вы использовать электронные учебники в учебном процессе на постоянной основе?» все опрошенные учителя ответили утвердительно. Причем подавляющее большинство педагогов отметили, что хотели бы использовать ЭУ ежедневно. Затруднения возникли лишь у тех преподавателей, в классах которых или нет интернета, или связь некачественная. Но и они отметили несомненную пользу ЭУ при подготовке к урокам.

edu1565 36А те, у кого с интернетом проблем нет, прислали просто восторженные, полные благодарности отзывы. Учителя загружены как непосредственно учебными часами, так и необходимостью следовать всевозможным инструкциям, составлять массу отчетов. На самоподготовку, развитие, придумывание новых интересных приемов подачи материала времени практически нет. В ЭУ предоставили педагогам массу возможностей быстро и без особых усилий привнести в урок разнообразие, наглядность, повысить интерес школьников к учебе.

Вот один из отзывов полностью:

«Добрый день!!!

Уже не представляю свою работу без электронных учебников!!! Этот месяц был для меня и моих питомцев-первоклассников сказкой!!!

Выношу материал на интерактивную доску. Можно фрагментально, можно увеличить, можно работать с одной страницей! С восхищением говорю об интерактивных заданиях к урокам!!!

Вот только не знаю, возможна ли «работа в самом учебнике». Например, создание эталона для проверки правильности выполненного задания прямо на странице учебника после самостоятельной работы учащихся.

С родителями обсуждаем вариант приобретения таких учебников со следующего учебного года!!!

С благодарностью!

Учитель высшей категории, заслуженный учитель РФ Нина Александровна Столярова, г. Рязань, МБОУ «СОШ № 73».

Учителя, в классах которых отсутствует интернет, тоже нашли в электронных учебниках много полезного для себя. Педагог Елена Ильина написала:

«Работала с учебниками для 2-го класса: «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Изо». Очень довольна. Использовать на уроке их не могу, так как отсутствует в кабинете подключение к интернету. Но ежедневно использую при подготовке к урокам. Нет необходимости носить бумажные учебники из школы домой; большую помощь при подготовке к урокам выполняют сноски в учебниках; интересен и содержателен дополнительный материал. Очень понравились задания для проверки знаний. Хотелось бы, чтобы эти материалы и дальше пополнялись».

И все в один голос буквально требуют: давайте больше мультимедийности, больше приложений и анимации, больше проверочных и тестовых заданий, вложенных непосредственно в ЭУ!

Опытнейший преподаватель начальных классов Светлана Халиуллина:

«Я учитель начальных классов со стажем работы 26 лет. Так что опыта работы с демонстрационным материалом хватает. Приходилось правила и слова писать пером и тушью, а на уроках бегать по рядам и показывать страницу. С большим удовольствием пользовалась электронными учебниками по математике, азбуке, окружающему миру, технологии. Это облегчило мой труд. Задания готовы, все ученики видят и быстро находят нужную страницу, номер. Ко многим урокам есть дополнительный материал, это экономило мое время. Не приходилось искать презентации. Хотелось бы, чтобы появились и электронные учебники по обучению письму, с описанием каждого элемента буквы. Спасибо за учебники».

Те скептики, которые при слове «учительница» рисовали себе затюканную, шаблонную, боящуюся компьютера «МарьИванну», оказались посрамлены. Все опрошенные учителя с интересом восприняли новинку, были рады новым творческим возможностям, которые предоставляют современные технологии.

Учителя – живые люди, непосредственно общающиеся с детьми, – уже готовы к приходу новых технологий в школу. Более того, они ждут их и намерены способствовать их совершенствованию.

Творческий потенциал наших учителей наглядно продемонстрировал отзыв учителя Ларисы Мерзляковой:

«Я пользовалась на своих уроках учебниками «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык». Больше всего мне понравились учебники литературы и окружающего мира. Очень удобны в использовании. Облегчают подготовку учителя к уроку. Нравятся детям. Позволяют оживить учебный процесс. Позволяют учащимся в увлекательной форме выполнить различные творческие и самостоятельные задания.

Учебник – чудо, это раз.

В него влюбился весь наш класс.

Листать бумажный не желают,

А этот любят, изучают.

Домой такие же просили,

Родители лишь не купили.

Спасибо за возможность познакомиться с учебником в электронном виде. Ищем возможность продолжить работу с ним!»

Разработчики ЭУ получили очень много дельных замечаний и пожеланий. И это взаимодействие – тоже результат внедрения новых технологий. Раньше учителя и не мечтали о возможности напрямую высказать разработчикам учебников свои пожелания, указать им на недостатки и вообще не могли прямо участвовать в совершенствовании учебных пособий. Облачные технологии позволяют вносить изменения в учебники без дополнительных процедур, пользователи сразу же видят их.

Ясно, что эксперимент удался. Вывод из него понятен: наши рядовые учителя в обычных школах уже готовы к переменам, готовы к переходу на новые технологии. Более того, они ждут их. Эксперимент подтвердил, что у электронных учебников большое будущее и уже сейчас они способны значительно улучшить саму атмосферу учебного процесса.

Конечно, электронные учебники только начинают свой путь в школы. Предстоит еще многое сделать, определить оптимальные режимы их использования, разграничить функции печатных учебников (их ведь никто не собирается полностью отменять) и электронных. Совершенству, как известно, нет предела. Путь этот долгий и непростой. Но если не начать движение сейчас, потом снова придется догонять, перегонять, копировать чужие образцы и тяжко вздыхать об упущенных возможностях.