Печать

dealЗакон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25
"О развитии образования в городе Москве"
(с изменениями от 10 октября 2001 г., 29 октября 2003 г., 22 декабря 2004 г., 15 июня 2005 г., 8 ноября 2006 г., 22 апреля 2009 г., 14 июля 2010 г.)

скачать
Глава 1. Общие положения

20090914 frutasСтатья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
2. Образовательные учреждения и организации - государственные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
3. Государственные образовательные учреждения города Москвы - образовательные учреждения, находящиеся в собственности города Москвы и финансируемые за счет средств бюджета города Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования и полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования), а также подведомственные указанному органу территориальные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования.
5. Городская государственная система образования - совокупность подведомственных органам государственной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере образования, государственных образовательных учреждений города Москвы и иных учреждений и организаций, реализуемых ими образовательных программ и органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования.
6. Отраслевые системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ.
7. Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.

Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования
1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы.
2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;
2) светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы;
3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;
5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской государственной системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
6) обновление и развитие городской государственной системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфрастуктуры, # поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;
7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;
8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных образовательных учреждений;
11) поддержка негосударственных образовательных организаций;
12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.
4. Деятельность органов государственной власти города Москвы по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:
1) обеспечение многоканальности финансирования образования;
2) льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;
3) обеспечение нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций;
4) поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций.
5. Органы государственной власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.
6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская целевая городская программа развития образования.

Глава 2. Обеспечение права жителей города Москвы на получение образования

Статья 4. Государственные гарантии права жителей города Москвы на получение образования
1. Жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
2. Жителям города Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые.
3. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки городской и отраслевых систем образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях следующих типов:
1) дошкольных;
2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;
5) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
6) образовательных учреждениях дополнительного образования детей;
7) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.1. Органы исполнительной власти города Москвы полностью или частично несут расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования, порядок и размеры которой устанавливаются законом города Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.
5. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.
6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.

Статья 4.1. Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении во время пребывания (обучения) в данном образовательном учреждении, а при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.
2. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском пассажирском транспорте в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
3. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и нерабочие праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения может предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.
4. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для их приобретения, или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях
1. Обучение и воспитание в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.
Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.
3. Органы государственной власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.

Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации
1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.
3. Предельный возраст обучающихся для получения общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения общего образования может быть увеличен.
3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении, определяемом городскими нормативами бюджетного финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.
7. При приеме детей в первые классы государственных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.

Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и Московского регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.
Базисный учебный план утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.
Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию Московского регионального и школьного компонентов.
3. Московский региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.
4. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, Московского регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников
1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года.
Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:
1) создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;
2) организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;
3) организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
5) обучение и воспитание в области охраны здоровья;
6) повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
7) предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами.

3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.
4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.
5. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 8.1. Дополнительное образование детей
1. В целях развития способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечения их занятости и социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, экологобиологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других.
2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.
3. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;
2) многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
3) непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;
4) психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
5) творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
6) сохранение физического и психического здоровья детей.
4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.
5. В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест в государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, иных государственных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций
1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (Московский региональный компонент).
3. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.
4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.
Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.
К дополнительным образовательным коррекционным услугам относится психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.

Глава 3. Управление развитием образования в городе Москве

Статья 10. Полномочия Мэра Москвы, Правительства Москвы, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования
1. К полномочиям Мэра Москвы в области образования относятся:
1) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, назначение на должность руководителя органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, утверждение структуры органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) организация деятельности по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования;
4) обеспечение своевременного представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, предусмотренных федеральным законодательством отчетности, документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.1. К полномочиям Правительства Москвы в области образования относятся:
1) принятие правовых актов города Москвы в области образования в пределах своей компетенции;
1.1) формирование органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования;
2) установление порядка создания (за исключением порядка создания высших учебных заведений), реорганизации, изменения типа, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений города Москвы, утверждение перечней государственных образовательных учреждений города Москвы, тип которых не подлежит изменению;
3) установление порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений города Москвы;
4) установление отраслевой системы оплаты труда педагогических и иных работников государственных образовательных учреждений города Москвы;
5) утратил силу;
6) установление общего приема и структуры приема на обучение в подведомственные отраслевым органам исполнительной власти города Москвы образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
7) создание (за исключением создания высших учебных заведений) и реорганизация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;

7.1) изменение типа государственных образовательных учреждений города Москвы, если это не повлечет нарушения конституционного права граждан на получение бесплатного образования;
8) ликвидация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, при наличии согласования с Московской городской Думой;
9) распределение бюджетных средств между образовательными учреждениями, подведомственными отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;
10) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям и организациям города Москвы в части строительных и санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений;
11) установление льгот обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений и организаций города Москвы, а также видов и норм материального обеспечения указанных категорий граждан;
12) делегирование исполнительно-распорядительных функций Правительства Москвы в области образования уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в области образования;
13) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы к ведению Правительства Москвы.
2. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования относятся:
1) разработка Московского регионального компонента государственных образовательных стандартов;
1.1) установление правил приема в государственные образовательные учреждения города Москвы на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на ступень начального профессионального образования;
2) разработка и реализация Московской целевой городской программы развития образования;
3) утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов;
4) разработка нормативов финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника государственных образовательных учреждений города Москвы;
5) разработка на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, базисных учебных планов, примерных программ курсов, дисциплин;
6) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, а также формирование и ведение баз данных города Москвы об участниках и о результатах единого государственного экзамена;
6.1) научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;
6.2) организация обеспечения образовательных учреждений и организаций, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
7) организация издания и (или) приобретения учебной литературы для бесплатного предоставления обучающимся;
8) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений города Москвы и проведение их аттестации;
9) осуществление полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении образовательных учреждений и организаций (за исключением образовательных учреждений и организаций, в отношении которых функции по надзору и контролю отнесены к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти):
а) контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях и организациях по всем реализуемым ими образовательным программам;
б) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций по всем реализуемым ими образовательным программам;
в) надзор и контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования образовательными учреждениями и организациями, а также территориальными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования;
9.1) принятие мер по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования, в том числе путем направления образовательным учреждениям и организациям (за исключением образовательных учреждений и организаций, в отношении которых функции по надзору и контролю отнесены к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти), а также территориальным органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере образования, обязательных для исполнения предписаний, контроля за своевременностью и полнотой их исполнения, осуществления в установленном порядке приостановления действия лицензий и свидетельств о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам, аннулирования лицензии и лишения государственной аккредитации полностью или в части отдельных образовательных программ;
10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с правовыми актами города Москвы к ведению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования.
3. К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования относятся:
1) участие в осуществлении хозяйственного, материально-технического обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования, изыскание и на правление внебюджетных средств на эти цели;
2) участие в списочном учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
3) иные полномочия, отнесенные законодательством города Москвы к компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

Статья 11. Московская целевая городская программа развития образования
1. Московская целевая городская программа развития образования устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной политики города Москвы в области образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Москвы, федеральных программ развития образования, анализа состояния и имеющихся ресурсов города Москвы.
2. Московская целевая городская программа развития образования разрабатывается на три года и утверждается в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

Объем финансирования Московской целевой городской программы развития образования утверждается ежегодно при принятии Закона города Москвы "О бюджете города Москвы".

3. Ответственным за разработку проекта и реализацию Московской целевой городской программы развития образования является уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области образования.
4. Концепция Московской целевой городской программы развития образования разрабатывается на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
5. Участниками разработки Московской целевой городской программы развития образования могут быть граждане, юридические лица, общественные объединения. Порядок их участия определяется Положением о разработке Московской целевой городской программы развития образования, утверждаемым Правительством Москвы.
6. Реализация Московской целевой городской программы развития образования обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет иных источников финансирования.
7. Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы отчет о ходе реализации Московской целевой городской программы развития образования.

Статья 12. Общественные советы по образованию
1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами государственной власти города Москвы в целях:
1) обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;
2) обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;
3) привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в городе Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;
4) содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;
5) взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.
Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.
Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.
3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.
4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.

Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений
1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений, образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.
2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.
Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.
Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
3. Фонд попечителей государственного образовательного учреждения является юридическим лицом, учреждаемым государственным образовательным учреждением в форме некоммерческой организации.
Средства фонда попечителей формируются за счет добровольных пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
4. Попечительский совет и фонд попечителей:
1) содействуют привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;
2) содействуют организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;
3) содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;
4) содействуют совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;
5) осуществляют иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, положением о попечительском совете и уставом фонда попечителей.

Глава 4. Поддержка развития системы образования органами государственной власти города Москвы

Статья 14. Формы поддержки системы образования органами государственной власти города Москвы
1. Органы государственной власти города Москвы оказывают поддержку системе образования в следующих формах:
1) установление тарифов на оплату коммунальных услуг образовательным учреждениям и организациям в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, а также запрета на отключение образовательных учреждений и организаций от потребляемых ими коммунальных услуг;
2) учреждение и выделение работникам образования ежегодных грантов Москвы для поддержки проектов в области образования общегородского значения;
3) обеспечение методической поддержки деятельности работников образования, в том числе поддержки права педагогических работников на предусмотренную федеральным законодательством свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, а также учебных пособий, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций;
4) выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее установленного федеральным законодательством для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов;
5) бесплатное использование работниками образования методических ресурсов и получение консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде обеспечивается городскими методическими службами;
6) обеспечение права педагогических работников на бесплатное по выбору повышение квалификации один раз в пять лет в учреждениях профессионального педагогического образования или иных образовательных учреждениях и организациях, имеющих государственную аккредитацию;
7) учреждение и выделение премий работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";
8) оказание работникам образования материальной помощи за счет накопительных средств органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования;
9) учреждение и выделение премий обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам.
2. Положения о грантах Москвы в сфере образования, премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы", премиях обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Меры социальной поддержки работников образования
1. Органы государственной власти города Москвы рассматривают социальную поддержку работников образования в качестве одной из своих приоритетных задач.
2. Педагогические и иные работники образовательных учреждений и организаций, имеющих государственную аккредитацию, пользуются правом на меры социальной поддержки, устанавливаемые нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или, по их желанию, на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.
4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных органам государственной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере образования, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.
5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений города Москвы Правительством Москвы устанавливается специальная система стимулирующих выплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:
1) доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);
2) доплаты в размере 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;
3) надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение;
4) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии мэрии Москвы и лауреатам премии города Москвы в области образования;
5) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;
6) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;
7) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
8) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;
9) ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками;
10) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетских школ-интернатов за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований;
11) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента;
12) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья";
13) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) медицинским работникам образовательных учреждений;
14) повышение на 20 процентов ставок (должностных окладов) техническому и обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
15) повышение на 50 процентов ставок (должностных окладов) методистам государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и иных государственных образовательных учреждений.
5.1. Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению, размер и порядок выплаты которой определяются Правительством Москвы в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие стимулирующие выплаты.
В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов возможно установление иных стимулирующих выплат.
7. Порядок предоставления мер социальной поддержки, указанных в частях 3-5 настоящей статьи, определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 16. Предоставление информации в области образования
1. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.
2. Органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Статья 17. Поддержка органами государственной власти города Москвы негосударственных образовательных организаций
Органы государственной власти города Москвы, признавая важность развития негосударственного сектора в области образования, проводят по отношению к негосударственным образовательным организациям политику, основанную на следующих принципах:
1) единство стандартов, требований, норм, правил для образовательной деятельности государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций;
2) равенство условий социального обеспечения и оказания поддержки в формах, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Закона, для работников государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию;
3) преимущественное предоставление в аренду находящихся в государственной (городской) или муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования, выделение земельных участков;
4) предоставление льгот в соответствии с нормативами по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в городской собственности и используемые для основной деятельности образовательных организаций.

Статья 18. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в области образования города Москвы
1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку образовательным учреждениям города Москвы, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности.
Органы исполнительной власти города Москвы могут совместно с подведомственными им образовательными учреждениями выступать авторами культурно-образовательных и иных образовательных инициатив.
2. Образовательным учреждениям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, может присваиваться статус экспериментальных образовательных площадок города Москвы. Порядок присвоения образовательным учреждениям статуса экспериментальных образовательных площадок и их аттестации определяется положением, утверждаемым отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение.
Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.
3. Образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки, имеет право:
1) вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления;
2) получать дополнительное финансирование программы эксперимента из внебюджетных источников;
3) в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностные оклады, а также размеры стимулирующих выплат работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности.

Глава 5. Взаимоотношения государственных образовательных учреждений города Москвы и их учредителей

Статья 19. Учредители государственных образовательных учреждений города Москвы
1. Учредителями государственных образовательных учреждений города Москвы от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы выступают отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные образовательные учреждения.
2. Отношения между учредителем и государственным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 20. Создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений города Москвы
1. Решения о создании (за исключением создания высших учебных заведений), реорганизации и изменении типа государственных образовательных учреждений города Москвы принимаются Правительством Москвы.
Учредительным документом государственного образовательного учреждения является устав, утверждаемый учредителем.
2. Государственное образовательное учреждение считается созданным, приобретает права и несет обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации уполномоченным органом.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория) устанавливается при его государственной аккредитации.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии.
Права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у образовательного учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.
3. Порядок назначения руководителя учреждения определяется его учредителем.
4. Решение о ликвидации государственного образовательного учреждения принимается Правительством Москвы при наличии согласования с Московской городской Думой.
4.1. Решение об изменении типа государственного образовательного учреждения города Москвы принимается по инициативе либо с согласия данного образовательного учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционного права граждан на получение бесплатного образования, и при соблюдении иных установленных Правительством Москвы условий принятия такого решения.
5. Процедурные действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией государственных образовательных учреждений города Москвы, совершаются учредителем в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 21. Имущество государственных образовательных учреждений города Москвы
1. Правительство Москвы закрепляет на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями города Москвы имущественные комплексы (здания, строения, сооружения, иные объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, клинические базы учреждений медицинского образования, а также оборудование и иное имущество), необходимые для обеспечения образовательной деятельности. Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями города Москвы в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с федеральным законодательством.
2. Бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
3. Государственное образовательное учреждение использует закрепленное за ним имущество и расходует выделенные бюджетные средства строго в соответствии с их целевым назначением. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему бюджетных средств.
Доходы, полученные государственным образовательным учреждением от разрешенной законодательством деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество используются данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
4. Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о сносе объектов имущественного комплекса государственного образовательного учреждения не может быть принято без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы последствий принимаемого решения для обеспечения образования. Принятие такого решения не допускается без предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения деятельности образовательного учреждения.
5. В случае ликвидации государственного образовательного учреждения города Москвы объекты его имущественного комплекса используются только в целях деятельности иного государственного образовательного учреждения.
6. Государственные образовательные учреждения города Москвы, их имущественные комплексы, в том числе имущество, находящееся в их самостоятельном распоряжении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Глава 6. Финансирование и экономическая деятельность государственных образовательных учреждений и организаций города Москвы

Статья 22. Финансирование расходов на образование за счет средств федерального бюджета и бюджета города Москвы
1. Финансирование государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в городскую государственную и отраслевые системы образования города Москвы, а также негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника.
2. Нормативы финансовых затрат определяют минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения.
3. Нормативы финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника устанавливаются ежегодно Правительством Москвы и учитываются в составе расходов на образование в бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
4. Софинансирование расходов на образование в городе Москве осуществляется из федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций бюджету города Москвы в порядке и на условиях, установленных федеральным законодател