Печать

Ермолаев Ю.В.

edu1565 05В наши дни кризис высшего образования выходит на качественно новый уровень. Сфера образования всё более замыкается сама на себя. Всё более острыми становятся социокультурные проблемы, вызванные к жизни неравномерностью изменений в обществе за последние годы. Высшее образование ждёт, что заказчик в лице общества и государства сформулирует требования и юридические законы по отношению к образовательным процессам. Тогда система высшего образования перестроится в соответствии с новыми требованиями. Однако острота ситуации состоит в том, что на сегодняшний день российская власть не в состоянии дать "проектное задание" и организовать работу образовательной системы и система высшего образования работает под лозунгом "спасайся кто может". Большинство высших учебных заведений России при недостаточном финансировании озабочены проблемой выживания, а расположенные в ряде крупных городов озабочены жаждой наживы. Не имея социального заказа, учебные заведения часто работают исходя из нескольких принципов: экономическая выгода для конкретного учебного заведения, влияние моды, "у них там за границей". Первые два принципа привели к выпуску огромного количества экономистов, бухгалтеров и юристов, т.е. как раз тех специалистов, подготовка которых не требует значительных материальных затрат (в первую очередь лабораторного фонда). Для подготовки этих специалистов необходимый минимум оборудования включает - стол, стул, литература и (или) компьютер.

Современные мировые (глобализованные) процессы социокультурных изменений зашли уже настолько глубоко, что для того, чтобы России оставаться великой страной (то есть участвовать в мировой истории) требуется одновременная трансформация и принципов власти, и принципов образования. В этой ситуации заказ на модернизацию образования давать попросту некому, а проблема переходит в ранг методологических [ 1 ].

Всё чаще поднимаются вопросы о платном высшем образовании. При этом в Москве и Санкт-Петербурге доля сторонников платного высшего образования (19%) почти в два раза больше, чем в среднем по опросу. Из возрастных групп люди в возрасте до 35 лет также заметно чаще других (18%) одобряют введение платного высшего образования [ 2 ]. Большинство сторонников платного образования, занимающих высокие руководящие посты, исходят из того, что в нашей стране нет закона о всеобщем высшем образовании. Да, это так, но .... В средней школе дети изучают историю, физику, химию, иностранный язык и ещё целый ряд предметов, которые непосредственно им не пригодятся в жизни. В повседневной жизни человеку достаточно уметь читать и писать в объёме начальной школы. Что-то подобное говорил Гитлер о славянах на оккупированных территориях. Так для чего мы даём людям всеобщее среднее образование?

Знание чаще всего рассматривается как ресурс организации, приобретающий исключительный статус. Не секрет, что в настоящее время, например, рыночная стоимость многих крупнейших корпораций, таких как Pepsi-cola, Microsoft, IBM, определяется, в основном, стоимостью накопленных компанией знаний. Любопытно, что стоимость материальных активов крупнейших компаний составляет в среднем всего около 14% от их рыночной стоимости, следовательно, оставшиеся 86% - нематериальный капитал, в том числе знания, которыми располагает компания. Для того чтобы понять это, можно представить, что из программистской компании ушли все основные разработчики. Потери стоимости её акций будут равны величине интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал - совокупность явных и неявных знаний [ 3 ].

Одной из актуальнейших проблем сегодня является миграция населения России в регионы, расположенные в европейской части страны. Происходит уменьшение населения Сибири, Хабаровского края, Иркутской области и др. регионов. При этом растёт доля пенсионеров на этих территориях. Одним из рычагов воздействия на приток молодёжи в эти регионы могло бы стать распределение выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе. Вопрос о распределении весьма острый для выпускников вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Свою долю проблем вносит призыв в ряды вооружённых сил.

На фоне всего вышеизложенного нельзя обойти главную проблему на сегодняшний день - уменьшение населения России в целом. Первыми пострадали деревни и удалённые от Москвы регионы. И проблему страны необходимо решать глобально, а не на уровне отдельных министерств и ведомств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копылов Г.Г. Образование и современная власть: тенденции и рамки. Конференция "Гуманитарная методология в контексте модернизации российского образования". Секция 4. Методология образовательной политики.

2. Петрова А., Черняков А., Климова С., Ядова Е. О престиже высшего образования в России.

3. Андрюхина Л.М. Гуманитарная эпистемология креативного менеджмента и креативного образования. Конференция "Гуманитарная методология в контексте модернизации российского образования". Секция 6. Методология образовательной практики.