Во многих странах возрос интерес к вопросам преподавания прав человека в школе. Оно нацелено на осознание учащимися всеобщих прав и свобод человека и на подготовку учащихся к защите этих прав в условиях демократического общества.
obrazovanie 48Среди различных подходов в обучении учащихся правам человека можно выделить: исторический подход; он сосредоточен на изучении прав человека в историческом аспекте; реконструктивный подход, в основе которого лежит идея через знания прав человека преобразовывать окружающий мир (умение осуществлять социальные перемены); ценностный подход, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, участие в жизни демократического общества, равные возможности, достоинство личности, устойчивое окружение).
Между тем, как справедливо отмечает автор статьи, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией изучения зарубежного опыта ИСМО РАО Эльвира Аксенова, разнообразные программы по обучению правам человека остаются до сих пор не признанными многими европейскими школами.
Гражданское образование включает и воспитание в духе мира. Это направление возникло в мире в последние десятилетия. Одной из программ конца ХХ века стала “От культуры войны к культуре мира” ЮНЕСКО, нацеленная на противопоставление насилию свободы, достоинства человека, равенства и решения проблем посредством диалога и переговоров.
Во многих странах действуют специальные программы по воспитанию культуры мира. В Германии оно рассматривается как часть антивоенного движения, как обучение в духе взаимообогащения культур. Оно предполагает обучение детей умению жить в конфликтном мире, умению разбираться в сложных ситуациях без применения силы, активно поддерживать мир на Земле.
В северных странах Европы разработаны программы по воспитанию у детей толерантности в условиях проживания в этих странах большого количества мигрантов. Образование сегодня должно признать каждую из четырех сторон, обозначенных в докладе Ж.Делора: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть (Jacque Delors, et al., “Learning: the treasure within”. Paris, UNESCO, 1996. (Report of the International Commission on Education for the Twenty-first Century).
По мнению Э.Аксеновой, наиболее трудной является задача научиться сосуществовать друг с другом. Она требует решения ряда проблем и поиска путей наиболее эффективного решения. Первая проблема связана с культурой мира. Образование, как известно, играет далеко не последнюю роль в том, как в обществе формируются и распространяются убеждения, ценности, понятия, касающиеся многих сторон нашей жизни, включая вопросы войны и мира. Следовательно, речь идет о том, чтобы одной из важнейших целей образования стало распространение идей, способствующих укреплению мира на планете. “Исследования в области образования показали, что учебные программы и методы преподавания, которые использовались перед Второй мировой войной, в действительности поощряли расизм и милитаризм. Мы не всегда осознаем, чему учим детей в школе, и что они узнают за ее пределами, – считает Дж.Даниел, президент Американского Открытого университета, отмечая главные задачи обучения детей в ХХI веке. – Особого внимания заслуживают взаимоотношения между людьми, распространяемые в СМИ, представления, бытующие в семье и в школе. При этом формальное образование можно использовать для противостояния насилию, распространенному в обществе. Но в этом случае необходимо спрогнозировать будущие взаимоотношения семьи и школы, для того чтобы не было негативных последствий”.
Вторая проблема установления устойчивого мира на планете связана с необходимостью овладения теми знаниями и навыками, теми ценностями, которые будут содействовать мирному сосуществованию в ХХI веке. Программа действий 46-й сессии международной конференции ЮНЕСКО, проводимой в Женеве, Нью-Йорке и ЮАР, уделила особое внимание обучению “жизненно необходимым навыкам”. Речь идет о развитии у подрастающего поколения способности справляться с проблемами повседневной жизни, особенно с трудностями в выборе решения и возникающей вследствие этого личной ответственности за такой выбор.
Третья проблема касается требований к учебным заведениям, чтобы они лучше готовили молодежь к жизни вместе, на основе определенных ценностей. Но, как известно, школа не может функционировать обособленно от общества. Она выполняет задачи общества, и, следовательно, необходимо сотрудничество самых широких кругов общественности, всех слоев общества, а также поддержка политического руководства страны.
Четвертая проблема касается информационно-коммуникационных технологий, которые дают многообещающие возможности для организации образовательного процесса в школе. Телевидение уже давно является средством обучения в школе. Но речь идет о том, как будет использоваться ИКТ в школе для достижения мирного сосуществования на планете, и, в частности, в конкретной стране. Какую информацию будут нести ИКТ? Будут ли они полезными инструментами для достижения данной цели?
Пятая проблема касается вопроса о том, кто будет ответственен за образовательные программы в школе, нацеленные на развитие умения мирного сосуществования. Зачастую это вменялось в обязанность либо общественным деятелям, либо религиозным организациям. В последние десятилетия возросло осознание важности мобилизации и сплочения всех социально активных сил, участвующих в решении проблем образования, включая и проблемы, связанные с программой обучения.
Шестая проблема касается масштаба развития принципа “Учиться жить вместе”. Во все более глобализированном мире взаимоотношения между странами и народами не ограничиваются отношениями с ближайшими соседями. Достоинства хорошего гражданина отличаются добрым отношением к народам, живущим в далеких странах, где, возможно, человек никогда не был и не будет. Экологическое образование является важным компонентом принципа учиться жить вместе, ибо действия на одном конце планеты могут отозваться на другом. Отсюда речь идет и о беженцах, жертвах войн, или пострадавших в результате несоблюдения прав человека. Лозунг “Мыслить глобально – действовать локально” сегодня актуален и более эффективен при содействии информационной сети Интернет. Всемирная паутина объединяет сегодня миллионы людей, которые принимают активное участие в судьбе мира на Земле.
Седьмая проблема касается того, как мы понимаем значение конфликта и его преодоления, а также восприятия культурных традиций и имеющихся различий каждой нации и народности. “Мы должны, – считает Дж. Дэниел, – учиться принимать отличие других людей от нас, и тот факт, что люди вряд ли захотят себя изменить только для того, чтобы доставить нам удовольствие. Учиться жить вместе подразумевает право людей оставаться этими самыми “другими”. Таким образом, образование в своей глобальной стратегии призвано решить проблемы расизма, ксенофобии и дискриминации, принимать активное участие в построении мира и справедливости в информационном обществе в эпоху глобализации”. Очевидно, что речь идет о воспитании личности новой формации, гражданина мира, готового к транснациональной коммуникативности и межкультурному диалогу.
Предпосылкой к этому стали участившиеся во многих странах внутренние военные конфликты, возникшие на религиозной, культурной и этнической почве. В этих ситуациях налицо отсутствие социального единства, гражданственности, но даже в тех странах, где не ведутся открытые военные действия, также не наблюдается социальной сплоченности. В многонациональных обществах, какими стали не только страны Юго-Восточной Азии, США или Африканского континента, но и Евросоюз, зачастую происходят антиобщественные движения на почве ксенофобии, шовинизма и расизма. Исходя из этого, подготовка молодежи к жизни в условиях культурного многообразия окружающего мира становится одной из важнейших задач на современном этапе. Все это происходит не случайно а на фоне глобализации, когда нивелируются все прежние культурные традиции, обнажаются противоречия в понимании культурных феноменов, между глобальными и локальными формами культуры. Отсюда не случайно, новый академический предмет – воспитание гражданственности введен в большинстве стран мира. Этот предмет, который в зависимости от приоритетов, традиций и имеющихся возможностей (обществоведение, воспитание гражданина, культура) называется по-разному, преподается обычно как отдельный предмет в средней школе, а в некоторых странах включен в учебную программу начальной школы.
В таких странах, как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва и Украина, в дополнение к этому самостоятельному предмету применяется подход, при котором тема воспитания гражданственности пронизывает весь учебный план. Это обычно выражается в том, что она включается в учебный курс по истории, психологии, этике, религии, социальным наукам, географии и экономике. Воспитание гражданственности, таким образом, обогащается благодаря вкладу преподавателей разных дисциплин, работающих в рамках целостного подхода и взаимосвязи разных учебных предметов.
Новый учебный предмет обычно преподают учителя по социальным наукам, большая часть которых была подготовлена до 1989 года. Для преподавания предмета “Граждановедение”, считает С.Бирзеа, было подготовлено мало учителей. Отсутствие первоначальной подготовки в особенности широко распространенной переподготовки по предметам, связанным с новым взглядом на воспитание гражданственности, – это серьезный недостаток, который должен быть обозначен как приоритетный вопрос при формировании политики в области образования, тем более что речь идет о воспитании демократической гражданственности. И для того, чтобы осуществить демократические преобразования в стране, необходимы новый подход к воспитанию гражданственности, новый вклад в образование юных граждан страны.
 Сегодня стремление всех бывших социалистических стран к демократическим преобразованиям связано с необходимостью основательного изучения такого понятия, как “демократическая гражданственность”. Чтобы направить страну по этому пути, следует осуществить кардинальные преобразования в системе образования. Именно образование может внести тот вклад, который будет содействовать более быстрому и успешному культурному переходу к демократии

Ноябрь 14, 2014
dwq3

ПЛАН РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №59 Филькина В.М. ПЛАН РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГБОУ СОШ №59 на 2012 – 2013 учебный год №п/п Направления деятельности Содержание деятельности и формы работы Сроки проведения Ответственный 1 Работа с докумен-тацией за 2011 — 2012 и…
Декабрь 06, 2011
edu1565 05

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ

1. Коваленко Т.М. – Председатель УС, председатель родительского комитета гимназии, судебный пристав. 2.Литовченко П.П. - глава Управы, родитель выпускницы гимназии, 2.Троцук Е.М. – куратор СВОУО, 3.Грабовский А.И.- директор, член Совета директоров СВОУО,…

АДМИНИСТРАЦИЯ

dir
1. ДИРЕКТОР. ГРАБОВСКИЙ А.И. руководство, обеспечение, контроль, развитие, связь с…

ЗАМЕСТИТЕЛИ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

edu1565 32
1) Грабовская НН. - зам. по учебно-воспитательной работе. текущее управление…

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

edu1565 23
Барышева О.Н. – РУКОВОДСТВО ВОСПИТАТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ, ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ И…

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИМНАЗИИ

edu1565 33
Шиленков Ю.В. – управление материально-финансовым обеспечением руководство организации…