Во многих странах возрос интерес к вопросам преподавания прав человека в школе. Оно нацелено на осознание учащимися всеобщих прав и свобод человека и на подготовку учащихся к защите этих прав в условиях демократического общества.
obrazovanie 48Среди различных подходов в обучении учащихся правам человека можно выделить: исторический подход; он сосредоточен на изучении прав человека в историческом аспекте; реконструктивный подход, в основе которого лежит идея через знания прав человека преобразовывать окружающий мир (умение осуществлять социальные перемены); ценностный подход, в котором права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, участие в жизни демократического общества, равные возможности, достоинство личности, устойчивое окружение).
Между тем, как справедливо отмечает автор статьи, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией изучения зарубежного опыта ИСМО РАО Эльвира Аксенова, разнообразные программы по обучению правам человека остаются до сих пор не признанными многими европейскими школами.
Гражданское образование включает и воспитание в духе мира. Это направление возникло в мире в последние десятилетия. Одной из программ конца ХХ века стала “От культуры войны к культуре мира” ЮНЕСКО, нацеленная на противопоставление насилию свободы, достоинства человека, равенства и решения проблем посредством диалога и переговоров.
Во многих странах действуют специальные программы по воспитанию культуры мира. В Германии оно рассматривается как часть антивоенного движения, как обучение в духе взаимообогащения культур. Оно предполагает обучение детей умению жить в конфликтном мире, умению разбираться в сложных ситуациях без применения силы, активно поддерживать мир на Земле.
В северных странах Европы разработаны программы по воспитанию у детей толерантности в условиях проживания в этих странах большого количества мигрантов. Образование сегодня должно признать каждую из четырех сторон, обозначенных в докладе Ж.Делора: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть (Jacque Delors, et al., “Learning: the treasure within”. Paris, UNESCO, 1996. (Report of the International Commission on Education for the Twenty-first Century).
По мнению Э.Аксеновой, наиболее трудной является задача научиться сосуществовать друг с другом. Она требует решения ряда проблем и поиска путей наиболее эффективного решения. Первая проблема связана с культурой мира. Образование, как известно, играет далеко не последнюю роль в том, как в обществе формируются и распространяются убеждения, ценности, понятия, касающиеся многих сторон нашей жизни, включая вопросы войны и мира. Следовательно, речь идет о том, чтобы одной из важнейших целей образования стало распространение идей, способствующих укреплению мира на планете. “Исследования в области образования показали, что учебные программы и методы преподавания, которые использовались перед Второй мировой войной, в действительности поощряли расизм и милитаризм. Мы не всегда осознаем, чему учим детей в школе, и что они узнают за ее пределами, – считает Дж.Даниел, президент Американского Открытого университета, отмечая главные задачи обучения детей в ХХI веке. – Особого внимания заслуживают взаимоотношения между людьми, распространяемые в СМИ, представления, бытующие в семье и в школе. При этом формальное образование можно использовать для противостояния насилию, распространенному в обществе. Но в этом случае необходимо спрогнозировать будущие взаимоотношения семьи и школы, для того чтобы не было негативных последствий”.
Вторая проблема установления устойчивого мира на планете связана с необходимостью овладения теми знаниями и навыками, теми ценностями, которые будут содействовать мирному сосуществованию в ХХI веке. Программа действий 46-й сессии международной конференции ЮНЕСКО, проводимой в Женеве, Нью-Йорке и ЮАР, уделила особое внимание обучению “жизненно необходимым навыкам”. Речь идет о развитии у подрастающего поколения способности справляться с проблемами повседневной жизни, особенно с трудностями в выборе решения и возникающей вследствие этого личной ответственности за такой выбор.
Третья проблема касается требований к учебным заведениям, чтобы они лучше готовили молодежь к жизни вместе, на основе определенных ценностей. Но, как известно, школа не может функционировать обособленно от общества. Она выполняет задачи общества, и, следовательно, необходимо сотрудничество самых широких кругов общественности, всех слоев общества, а также поддержка политического руководства страны.
Четвертая проблема касается информационно-коммуникационных технологий, которые дают многообещающие возможности для организации образовательного процесса в школе. Телевидение уже давно является средством обучения в школе. Но речь идет о том, как будет использоваться ИКТ в школе для достижения мирного сосуществования на планете, и, в частности, в конкретной стране. Какую информацию будут нести ИКТ? Будут ли они полезными инструментами для достижения данной цели?
Пятая проблема касается вопроса о том, кто будет ответственен за образовательные программы в школе, нацеленные на развитие умения мирного сосуществования. Зачастую это вменялось в обязанность либо общественным деятелям, либо религиозным организациям. В последние десятилетия возросло осознание важности мобилизации и сплочения всех социально активных сил, участвующих в решении проблем образования, включая и проблемы, связанные с программой обучения.
Шестая проблема касается масштаба развития принципа “Учиться жить вместе”. Во все более глобализированном мире взаимоотношения между странами и народами не ограничиваются отношениями с ближайшими соседями. Достоинства хорошего гражданина отличаются добрым отношением к народам, живущим в далеких странах, где, возможно, человек никогда не был и не будет. Экологическое образование является важным компонентом принципа учиться жить вместе, ибо действия на одном конце планеты могут отозваться на другом. Отсюда речь идет и о беженцах, жертвах войн, или пострадавших в результате несоблюдения прав человека. Лозунг “Мыслить глобально – действовать локально” сегодня актуален и более эффективен при содействии информационной сети Интернет. Всемирная паутина объединяет сегодня миллионы людей, которые принимают активное участие в судьбе мира на Земле.
Седьмая проблема касается того, как мы понимаем значение конфликта и его преодоления, а также восприятия культурных традиций и имеющихся различий каждой нации и народности. “Мы должны, – считает Дж. Дэниел, – учиться принимать отличие других людей от нас, и тот факт, что люди вряд ли захотят себя изменить только для того, чтобы доставить нам удовольствие. Учиться жить вместе подразумевает право людей оставаться этими самыми “другими”. Таким образом, образование в своей глобальной стратегии призвано решить проблемы расизма, ксенофобии и дискриминации, принимать активное участие в построении мира и справедливости в информационном обществе в эпоху глобализации”. Очевидно, что речь идет о воспитании личности новой формации, гражданина мира, готового к транснациональной коммуникативности и межкультурному диалогу.
Предпосылкой к этому стали участившиеся во многих странах внутренние военные конфликты, возникшие на религиозной, культурной и этнической почве. В этих ситуациях налицо отсутствие социального единства, гражданственности, но даже в тех странах, где не ведутся открытые военные действия, также не наблюдается социальной сплоченности. В многонациональных обществах, какими стали не только страны Юго-Восточной Азии, США или Африканского континента, но и Евросоюз, зачастую происходят антиобщественные движения на почве ксенофобии, шовинизма и расизма. Исходя из этого, подготовка молодежи к жизни в условиях культурного многообразия окружающего мира становится одной из важнейших задач на современном этапе. Все это происходит не случайно а на фоне глобализации, когда нивелируются все прежние культурные традиции, обнажаются противоречия в понимании культурных феноменов, между глобальными и локальными формами культуры. Отсюда не случайно, новый академический предмет – воспитание гражданственности введен в большинстве стран мира. Этот предмет, который в зависимости от приоритетов, традиций и имеющихся возможностей (обществоведение, воспитание гражданина, культура) называется по-разному, преподается обычно как отдельный предмет в средней школе, а в некоторых странах включен в учебную программу начальной школы.
В таких странах, как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва и Украина, в дополнение к этому самостоятельному предмету применяется подход, при котором тема воспитания гражданственности пронизывает весь учебный план. Это обычно выражается в том, что она включается в учебный курс по истории, психологии, этике, религии, социальным наукам, географии и экономике. Воспитание гражданственности, таким образом, обогащается благодаря вкладу преподавателей разных дисциплин, работающих в рамках целостного подхода и взаимосвязи разных учебных предметов.
Новый учебный предмет обычно преподают учителя по социальным наукам, большая часть которых была подготовлена до 1989 года. Для преподавания предмета “Граждановедение”, считает С.Бирзеа, было подготовлено мало учителей. Отсутствие первоначальной подготовки в особенности широко распространенной переподготовки по предметам, связанным с новым взглядом на воспитание гражданственности, – это серьезный недостаток, который должен быть обозначен как приоритетный вопрос при формировании политики в области образования, тем более что речь идет о воспитании демократической гражданственности. И для того, чтобы осуществить демократические преобразования в стране, необходимы новый подход к воспитанию гражданственности, новый вклад в образование юных граждан страны.
 Сегодня стремление всех бывших социалистических стран к демократическим преобразованиям связано с необходимостью основательного изучения такого понятия, как “демократическая гражданственность”. Чтобы направить страну по этому пути, следует осуществить кардинальные преобразования в системе образования. Именно образование может внести тот вклад, который будет содействовать более быстрому и успешному культурному переходу к демократии

Почти 36% абитуриентов (40,7 тыс. чел.), принявших участие в централизованном тестировании в нынешнем году, не преодолели нижнего порога тестового балла, необходимого для поступления в вузы. О чем говорят эти цифры?


obrazovanie 26Это не стало неожиданностью, потому что еще в феврале этого года министр образования Беларуси Сергей Маскевич предсказывал, что в связи с повышением минимального проходного балла по ЦТ в 2-3 раза (с 7 баллов до 10-20 в зависимости от предмета) примерно 30% абитурентов «отсеются» на начальном этапе.

Многие эксперты давно говорили о том, что проходной порог в 7 баллов (из 100) пропускает в вузы неподготовленных и немотивированных студентов, не освоивших школьную программу даже на минимальном уровне. Некоторые даже проводили эксперименты: заходили на сайт, где можно проверить свои силы, сдав пробные тесты ЦТ онлайн, выбирали только первые варианты ответов, даже не читая заданий, графы для самостоятельных ответов оставляли пустыми и получали 10-20 баллов. То есть поступить в вуз можно было, даже не прочитав заданий ЦТ. Сами депутаты Комиссии по образованию Национального собрания делали вывод: что, получается, в будущем учить детей будут те, кто сам не смог освоить школьную программу, а значит, качество образования в стране будет снижаться по спирали.КСТАТИ
Во вступительной кампании в этом году имеют возможность принять участие 72 766 абитуриентов. Учитывая, что в нынешнем году закончили 11-й класс чуть более 59 тыс. выпускников, контрольные цифры приема в вузы были скорректированы. На обучение за счет средств республиканского бюджета запланировано принять 30,5 тыс. человек - это на 5,2% меньше, чем в 2012 году. Остальным абитуриентам будет предложена возможность принять участие в конкурсе на платные места.


Но что дает увеличение минимального порога с 7 до 15 баллов, скажем, по таким определяющим развитие сегодня предметам, как математика, физика, биология, химия? Может ли это серьезно повлиять на качество вузовского образования и знания молодых специалистов? И вообще - стоит ли эта задача перед государством?
Образованные не нужны?

По мнению Дмитрия САНДАКОВА, кандидата биологических наук, редактора сайта obrazovanie.by, прогноз эволюции образовательных систем должен строиться только на основе анализа глобальных трендов. А тренд таков, «что в ситуации глобального кризиса власти нужна свобода действий в принятии непопулярных мер без оглядки на общественность, и для этого необходимо продолжать и углублять политику управляемой «дебилизации» населения. Один из способов - снижение качества образования. Современный образованный человек знает много разрозненных фактов, но не умеет мыслить, особенно в области политики, экономики, права». Естественно, что никто напрямую не будет требовать от учителей и профессоров ухудшать преподавание, рассуждает автор, это можно сделать другими способами: например, завалить учителей бумажной работой, чтобы они не могли совершенствоваться, или просто постоянно недофинансировать сферу образования. Без финансирования она будет постепенно, но неотвратимо деградировать, в первую очередь высокотехнологичные направления (физика, электроника, биотехнология и т.п.). Еще можно разрастить бюрократический аппарат, который будет довлеть над практиками своими оторванными от жизни директивами, постепенно выживая лучших профессионалов из школ и вузов.

Конечно, теория «управляемой дебилизации» очень похожа на конспирологическую теорию заговоров, но, наблюдая за нашей действительностью, невольно встречаешь ее признаки. Сколько лет наши школьные учителя кричат, что задыхаются от бумажной работы и дополнительных (неоплачиваемых) обязанностей. И что? Ничего. По-прежнему их никто от этого не освободил, хотя, казалось бы, на это не надо дополнительных финансовых затрат. А что касается недофинансирования образования, то можно назвать много фактов, в том числе и по зарплатам профессоров, учителей, воспитателей, приводить проценты на образование от ВВП (в Беларуси – 5%, в Сингапуре - 20%), но вот, например, выдержка из вынесенного на общественное обсуждение проекта Концепции информатизации системы образования Беларуси до 2020 года: «Выделение на разработку компьютерных обучающих программ заведомо недостаточных средств (планировали в 2006 г., а выделяли в 2012 г.), приводит к принципиальной невозможности создать полноценный и качественный продукт. Еще одна проблема – замена морально и физически устаревших компьютерных классов. Рекомендованный срок замены в 10 лет нельзя считать приемлемым. Эффективность использования компьютеров, поставленных в учреждение образования в 2002 году, в 2012 году близка к нулю».
Массовость - еще не качество

Здесь можно возразить, что если бы была задача упрощения мыслительных процессов населения, то сокращалось бы количество мест в вузах, а вместо этого у нас сегодня более 440 тыс. студентов, в то время как в 1995 году их было только 196 тысяч. Но Дмитрий Сандаков приводит такой контраргумент: «Большая часть сегодняшней системы высшего образования избыточна и выполняет не столько образовательную, сколько социальную и развлекательную функции: утилизирует энергию молодежи, дает возможности относительно недорогого удовлетворения социальных амбиций и создает иллюзию социальной мобильности. Для этой «развлекательной» части системы высшего образования не нужны ни большое финансирование, ни качественное образование. Главное – чтобы она просто работала: чтобы в 9 часов утра открывался деканат, чтобы преподаватели читали лекции (все равно какие), чтобы занятия посещали по крайней мере 30% студентов…» К тому же высокотехнологичных рабочих мест в стране все равно нет, для кого выпускать классных специалистов?

С этим тезисом частично согласен и Никита БЕЛЯЕВ, административный директор ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб»: «Массовость высшего образования отнюдь не является положительным результатом, если учесть, что поступить на многие специальности можно с весьма низкими оценками, а большая часть студентов учится платно. Получается, что массовость высшего образования есть не что иное, как погоня за прибылью, а не за качеством».

Массовое высшее образование достигло потолка

Виноваты платники?

Говоря о недоборах, чиновники разделяют тех, кто поступает на бюджетное и платное отделения. Так, первый заместитель министра образования Александр ЖУК считает, что дисбаланс возникает главным образом за счет платников и заочников. Потому что, если брать только студентов вузов бюджетной формы обучения, их даже меньше, чем студентов ссузов: 24,1 тыс. студентов вузов против 25,3 тыс. студентов ссузов (не считая учащихся ПТУ).

- По бюджетникам ситуация сравнима с тем, что происходит в развитых странах, - отметил замминистра. - А насчет платников действительно есть вопросы.

0573245И хотя вузы пытаются увеличить число платников для пополнения своих бюджетов, в Минобразования рассуждают о дисбалансе, к которому приводит избыточное количество специалистов с высшим образованием.

В том, что многие вузы в 2013 году не выполнили план набора платников, Дмитрий Сандаков не видит ничего страшного.

- Это скорее хорошо, чем плохо. В этом году в вуз не смогли поступить абитуриенты с самыми низкими баллами по ЦТ - это, несомненно, благоприятно скажется на общем уровне образования на первом курсе.
Не отчисляют никого

Еще одним негативным эффектом платного высшего образования Дмитрий Сандаков называет нежелание вузов отчислять неуспевающих студентов-платников, которые являются источником финансов. Поэтому на платных отделениях вузов сегодня полно студентов, у которых средний балл - 4,0. Это минимальная проходная оценка при сдаче экзамена.

- Специалистами таких выпускников можно назвать с очень большой натяжкой, - говорит Сандаков. - Зачастую они не владеют знаниями даже на уровне школьной программы, потому что за пять лет безделья многое забыли.

Такая ситуация не могла не привести к девальвации ценности диплома о высшем образовании. Работодатели уже поняли, что диплом вовсе не гарантирует наличия даже элементарных знаний у его обладателя.

- Поэтому я надеюсь, что сложившиеся в области высшего образования дисбалансы начнут постепенно выравниваться. И наблюдаемое в этом году уменьшение количества студентов станет началом самостоятельного оздоровления системы.
Профессор должен студенту?

В целом, по мнению Дмитрия Сандакова, появление платной формы обучения в вузе привело к крайне негативным последствиям. Ранее образование было благом высшего порядка, которое невозможно было приобрести за деньги, и в этом состояла его ценность. Вузы были своего рода храмами знаний, которые давали это благо не самым богатым, а самым достойным. С появлением платного обучения ситуация радикально изменилась. Вузы утратили свой особый статус. Они перестали быть храмами науки и центрами просвещения и «опустились» в плоскость товарно-денежных отношений.

- Образование стало товаром, а сам вуз - учреждением обслуживания. Если ранее вузы стояли вне поля купли-продажи, то теперь они начали подчиняться законам (писаным и неписаным) товарно-денежных отношений. По сути современные отношения «студент - вуз» находятся в правовом поле Закона «О защите прав потребителей».

В то время как цена за платное образование в Беларуси доходит до двух тысяч долларов в год, во многих странах Европы высшее образование остается бесплатным даже для иностранцев. Какие возможности есть у белорусов, выяснил «АиФ».

Германия

obrazovanie 51Отправить документы в выбранный вуз.

Если вуз пришлёт подтверждение, обратиться в посольство за визой.

Нужно подтверждение вашей финансовой самостоятельности. Для этого на счету вы должны иметь сумму чуть более 8 тыс. евро.

Поступить в немецкий вуз могут студенты, окончившие в Беларуси два курса вуза.

Расходы:

Университетский сбор - от 100 до 500 евро в семестр.

Расходы студента в месяц - минимум 650 евро: 200-300 евро - жильё (общежитие или съёмная квартира), 50 евро - медстраховка, 200 евро - питание и проезд, 100 евро - карманные расходы.

Доходы:

Будучи студентом в Германии, вы можете работать 90 полных или 180 неполных дней в год.

Уже в процессе учёбы можно попытаться получить стипендию. Их предоставляют различные политические партии, религиозные общины, благотворительные фонды. Но дело это достаточно сложное.
Франция

Как поступить:

Сдать тест на владение французским языком (например, при посольстве Франции в Минске).

Те же шаги, что и при поступлении в вуз в Германии.

Для получения визы нужна финансовая гарантия наличия средств на время учёбы.

Расходы:

Университетский сбор - 300 евро в год, в государственных высших инженерных школах - 600 евро.

Минимальные расходы студента в месяц примерно такие же, как в Германии.

Количество мест в общежитиях (проживание - 120-350 евро в месяц) ограничено. Другие варианты - частные общежития (600 евро) и совместная аренда квартиры (минимум 300 евро в месяц).

Доходы:

Можно работать не более 20 часов в неделю. Зарплата - от 8,7 евро в час.
Чехия

Одна из самых дешёвых стран ЕС для студентов, но нужно сдавать вступительные экзамены на чешском языке.
Норвегия

Принимают студентов со знанием английского языка. Минус - дорогие проживание и питание. Требуется подтвердить наличие на счету 10 тыс. евро на год обучения.
Финляндия

Можно учиться на финском и английском языках. Все студенты имеют 50-процентную скидку на оплату транспорта, бесплатно пользуются Интернетом, в студенческой столовой льготные цены.
Итого

С учётом университетских сборов, расходов на питание, проживание, покупку учебной литературы стоимость студенческого (за исключением двух летних месяцев) года в Европе - от 6,5 тыс. евро в год.

Это вполне может быть сопоставимо с тратами студента, обучающегося в Минске на платном отделении и вынужденного из-за нехватки общежитий снимать жильё.

Плюсы: диплом престижного европейского вуза, перспективы трудоустройства в Европе.

Минусы: далеко от дома. Дополнительные траты на билеты (в каникулы), маловероятна помощь родителей.

Более 104 тысяч педагогов учат наших детей в школах. Повысилась ли их зарплата? Как скоро они «выгорают»? Достаточно ли поощрений для неординарных учителей в нашей системе ?

Поощрения лучших

obrazovanie 36Большинству родителей хочется, чтобы их дети попали к истинному учителю, который может уйти от стереотипов, сделать процесс обучения интересным для детей. Для таких педагогов в этом учебном году введена новая квалификационная категория «учитель-методист». Претенденты на нее должны иметь авторскую методику преподавания предмета или собственный опыт, который обобщен и используется другими учителями, публикации в научно-педагогических изданиях и пр. Сегодня данная категория присвоена 31 педагогу. Пока она никак не поощряется материально, но, как заявил министр образования, со следующего года за эту категорию намечены существенные доплаты, а за открытыми уроками новаторов вся страна сможет наблюдать по специальному образовательному каналу. Также расширяет свои поощрительные возможности и традиционный конкурс «Учитель года». Впервые он будет проводиться по предметным номинациям, например, «Физика, астрономия, математика, информатика»; «Иностранный язык», «Начальные классы»; «Воспитатель дошкольного образования» и др. Из числа лидеров в каждой номинации и будет определен «Учитель года Беларуси».
Учителя как инвестагенты?

Помимо образовательной и воспитательной функции, на школе сегодня лежит задача и по зарабатыванию/добыванию денег. И, несмотря на то что кодекс об образовании запрещает устанавливать учреждениям образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности, на практике, рассказывают педагоги, отделы образования эти планы доводят. «Зарабатывать - это отнюдь не главное для школы, но нацеливать коллектив, педагогов, родителей искать новые формы, методы и средства для развития, образования детей можно», - высказал свое отношение к этой теме министр образования. Он также привел впечатляющую цифру: что за текущий календарный год в Минской области, к примеру, было привлечено порядка 60 млрд рублей внебюджетных средств, которые были направлены на развитие, капитальные ремонты.
В ТЕМУ

Наши учителя осуществляют подвиги не только на ниве просвещения, но в обычной жизни. Так, 25 сентября учитель-дефектолог Холопеничской средней школы им. М.Богдановича Крупского района Ирина СТАРОВОЙТОВА спасла жизнь детей в экстремальной ситуации. Водитель автобуса, подвозившего школьников, умер прямо за рулем. В это время автобус двигался по мосту через речку. Ирина Николаевна, сопровождавшая детей, не растерялась: одной рукой управляла рулем, другой поддерживала тело водителя. После вынула ключ зажигания и остановила движение автобуса. Дети были спасены.