1345591776 18Бытует в нашей стране мнение, что в медицинский вуз не поступить без взятки. Что это – правда или отговорки для неудачников?

Безусловно, медицина — область престижная. Множество абитуриентов стремятся стать врачами. Для успешного поступления надо набрать не менее 90 баллов по каждому из трех предметов – химии, биологии и русскому.

Есть и те, кто, не желая напрягаться, открывает перед собой двери рублем.
Бессмысленно говорить о том, какими «докторами» станут эти детки-конфетки. Боже упаси Вас и Ваших близких попасть на стол к такому хирургу!

Однако речь не об этом. Расскажу, как я сама поступала в Первый медицинский университет имени Ивана Павлова – без взятки, без блата и связей. Это был 1993 год. И так же, как сейчас, тогда говорили, что поступить без взятки невозможно, что свободных мест нет и все давным-давно расписано, а вступительные экзамены – пустая формальность.

ЕГЭ тогда не было, экзамены проводили сами институты. Однако суть от этого не менялась. Надо было прекрасно ориентироваться в биологии и химии, а также написать сочинение на «5».

Я окончила школу с золотой медалью и имела право, сдав всего один экзамен на отлично, поступить в вожделенный медицинский вуз. Сложность была в том, что никто не знал заранее, какой именно экзамен будет первым — химия, биология или сочинение. Абитуриентов делили на группы по непонятным признакам, которые невозможно было вычислить, и за день до экзаменов вывешивали списки.

Таким образом, в назначенный день одни абитуриенты сдавали биологию устно, другие писали контрольную по химии, а третьи — сочинение. Так что приходилось готовиться сразу по всем предметам.

Химию я знала замечательно, поскольку за спиной были и олимпиады, и энциклопедии, и повышенный интерес. Сборники задач прорешала вдоль и поперек. Все методички и дополнительную литературу купила еще год назад в приемной комиссии Первого меда. Тем сильнее был мой страх по поводу того, какой выпадет первый экзамен.

Биологию я тоже знала отлично, но все же не так, как химию.
Что касается сочинения – была уверена в себе, поскольку и стихи сочиняла, и грамотность имела отменную. Единственное слабое место — далеко не все произведения школьной программы я сочла нужным прочесть. Многие из литературных героев никогда не были мне интересны, и потому их имена и роль в сюжете произведения уплыли из памяти. Нужно было все освежать! Я молилась истово, нервничала и каждый день зубрила: с 9 утра до 14 часов — химию, с 14 до 19 часов биологию, а с 19 до полуночи — литературу.

И наконец вывесили списки. На дрожащих ногах я подошла к доске, у которой толпились возбужденные абитуриенты. Мне предстояло сдавать химию.

Это было настоящее везение для замученной отличницы. Я давно заметила, что везет не всем подряд, а только тем, кто много работает. Тем, кто пашет, — везет систематически.

Есть еще интересный феномен: сильно волнуются те, кто ничего не знает, и те, кто знает очень много. Если не знаешь ни фига, вернее, совсем чуть-чуть, то очень сильно надеешься на судьбу, Провидение, Боженьку. Вдруг к тебе снизойдут, и ты вытянешь тот единственный билет, который выучил? Или каким-то чудом сможешь в тестах выбрать правильные ответы?

Вторая категория волнующихся – отличники и зубрилы. Они знают очень много, но не всё. И когда им выпадет несчастный билет, который они не успели повторить – это настоящий облом, паника, ощущение несправедливости и жестокой кармы. Что может быть хуже?

Поскольку на карте стоит судьба и выбор жизненного пути, многие нервничают до одури, и я не была исключением. Я думаю, что отличники переживают сильнее. Во-первых, приложено столько усилий. Во-вторых – бесконечно трудясь и отказывая себе в радостях и удовольствиях ради высокой цели, чувствуешь совсем иную мотивацию. Чем ниже вероятность поражения, тем драматичней оно воспринимается.

У отличников есть одно слабое место – они перфекционисты и потому стараются слишком тщательно изучать каждый экзаменационный вопрос. Это приводит к тому, что до некоторых вопросов просто дело не доходит! Отличник не умеет работать плохо, и как ни странно, это его слабое место.

Всем отличникам могу дать ценный совет. Дорогие граждане пятерочники! Когда у вас остается пара дней до экзамена, а вы повторили не всё, с присущей вам фанатичной тщательностью, — поделите оставшееся время на количество вопросов и уделите каждому хотя бы немного времени.

Что это дает? — Гарантированный ответ на любой вопрос. И когда часть ответов блистательная, а часть нормальная, в целом вы имеете шанс получить высший балл. Если же в ряде вопросов вы обладаете прекрасными знаниями, а в других просто ноль без палочки — это и создает кошмарное напряжение и ужас перед предстоящим экзаменом.

Чтобы не тянуть кота за бантик, сразу скажу, что химию я сдала на 5 баллов. По сравнению с теми жалкими задачами, которые мне попались, я знала настолько много, что не переставая строчила, с бесконечными дополнительными деталями, на множестве страниц. Я не заметила, как пролетело несколько часов. Мне хотелось выдать всё, что я выучила. Больше всего я переживала, что не успею проявить всю полноту своего знания. Внезапно время истекло, а я не успевала переписать решения на чистовик! У меня не было шансов.

Взяв черновик, я прямо сверху листа каллиграфическим почерком написала:
«Уважаемые экзаменаторы! Я страшно волнуюсь по поводу того, что в моей работе есть исправления. Я очень надеюсь, что они не повлияют на ваше решение. Стремясь выдать все, я пренебрегла чистовиком!
От этого экзамен зависит моя жизнь».

Я не помню, сколько мы ждали результата этого экзамена. Каждый день с утра я ехала на пятачок, где абитуриенты осаждали информационные доски.

У меня не было сил повторять биологию и литературу. Все эти чертовы Чичиковы, Собакевичи и Наташи Ростовы сплелись в моей голове с тычинками, пестиками, а также законами Грегора Менделя и его опытами с горошком.

Я всегда была маньяком в учебе. Наслушавшись о том, что на экзамене буду душить за малейшую оплошность, я тряслась как осиновый лист, углубляясь в строение клетки. По ночам перед глазами плыли митохондрии и рибосомы. Мне казалось, что я один большой аксон, и от меня отрастают тысячи дендритов во все стороны.

На третий день я не могла ни есть, ни пить, ни спать.
Когда толпа отхлынула от доски, я подползла, иначе не скажешь, к информационному листку, где мелкими закорючками, бледно и шатаясь, были выведены отметки, большей частью трояки. Вой разочарований и слез стоял вокруг стенда. Родители утешали истериков. Одни бились на плече у других. Третьи курили, матерясь. Двое нервно ржали, говоря: «Ну и хрен с ним, не нужно больше готовиться!»

Напротив своей фамилии я увидела закорючку, от которой у меня помутился разум. Я не могла понять, то ли это 3, то ли 5! Уткнувшись носом в этот замацанный листок, я увидела, что напротив моей закорючки стоят три плюса. Я поступила с одного экзамена!!!