Печать

Руководители музея: Вострухина Светлана Сергеевна, Цветков Вадим Анатольевич.

Активисты музея: Рубцов Роман, Соболевский Антон, Бочарова Анастасия.

4e9669ff6390eМузей школы был основан в 2004 году. Основное направление его работы – воссоздание истории школы, сбор сведений о ее учениках и учителях. Военная история является не основной, но, безусловно, важной частью работы музея. Музей сотрудничает с Советом ветеранов района Хамовники, Советом ветеранов 21-й дивизии народного ополчения, журналом «Солдаты России». В рамках этого сотрудничества организовываются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные различным памятным датам. Последние такие мероприятия были проведены в феврале 2011 года.

Поисковая работа музея заключается в сотрудничестве с Центральным объединенным архивом учреждений системы образования г. Москвы, с выпускниками школ, их родственниками, с бывшими учителями школы с целью нахождения новой информации по истории школы. Сотрудник музея Цветков В.А. является руководителем поискового отряда «Бастион» и ведет поисковые работы на местах сражений ВОВ. Его находки становятся ценными экспонатами музея, основой военной экспозиции.

На отдельной площадке, посвященной военному периоду истории школы, есть мемориальная доска, на которой написаны имена учеников школы, погибших на войне. Эта доска особенно ценна тем, что отражает связь поколений: ее заказали в 1970-е годы ученики школы на деньги, полученные от сбора металлолома. На здании школы находится еще одна мемориальная доска, рассказывающая, что в 1941 году в здании школы формировалась 21-я дивизия народного ополчения. Ученики и учителя школы следят за состоянием этих памятников истории и бережно хранят их.

Таким образом, военная часть музея школы состоит из нескольких частей: хранилища, экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне (находится в стадии доработки), и выставка, посвященная военному периоду истории школы. Стендовая выставка, посвященная военному периоду истории школы, ученикам и учителям – участникам войны, а также истории боевого пути 21-й дивизии народного ополчения, находится на площадке второго этажа, которую мы называем «военной»: она украшена изображениями памятников Воину-Освободителю в Трептов-парке и Родине – Матери в Сталинграде.

В хранилище музея находятся личные вещи учеников – фронтовиков (патронташ и лётная книга Героя Советского Союза Фогилева В.Н., аттестаты зрелости, похвальные грамоты, копии фронтовых писем, газеты со статьями о подвигах учеников, фотографии учеников, их воспоминания и воспоминания о них).

Все материалы музея используются для организации школьных праздников (9 мая, День гимназии), для проведения линеек, посвященных памятным датам, для создания учениками школы творческих работ, для работы учителей на уроках истории, права, литературы, грамматики нравственности.

По перечисленным выше экспозициям проводятся тематические экскурсии: «Боевой путь 21-й дивизии народного ополчения», «Ученики школы - участники войны», «Учителя школы – фронтовики», «Школы в годы войны», «Великая Отечественная война». Также эти стендовые выставки включены в маршрут экскурсий по истории школы «От гимназии имени Медведниковых до школы имени Гоголя».

Отличительной особенностью музея школы является то, что каждый кабинет, лестница, зал могут служить экспозицией. Выяснение истории каждого помещения, предмета представляет собой исследовательскую работу, не ограниченную какими-либо рамками. Поэтому музей «От гимназии имени Медведниковых до школы имени Гоголя» обладает большим потенциалом для развития всех направлений деятельности.

Тематическая структура экспозиции

Основой экспозиции становятся фотографии разных лет (классные фотографии, снимки школьных мероприятий, виды школы и учебных кабинетов в разные годы), а также предметы, представляющие особую музейную ценность (гимназическая чернильница, книги того времени, вещи, принадлежащие тем или иным выпускникам и пр.). Принцип организации экспозиции - тематический. Деление истории школы на периоды позволяет выявить наиболее значимые и ценные факты и события в «биографии» учебного заведения. Предполагается следующая периодизация истории школы:

А) гимназический период (1901-1918)

Б) «экспериментальный» период (1918-1941)

В) военный период (1941-1945)

Г) советская школа (1945-1991)

Д) современный этап

Гимназическому периоду посвящены стенды, основой экспозиции являются старинные физические и химические приборы, гимназического времени шкафы, чучела животных, портрет Ивана Логгиновича и Александры Ксенофонтовны Медведниковых. 100-летние фотографии, отданные выпускниками в дар школе, чернильница того времени, театральные афиши спектаклей, проводимых в школе, – все это позволяет наиболее полно показать жизнь школы начала XX века. Также ценным экспонатом является книга первого директора школы В.П.Недачина, рассказывающая о первых годах работы гимназии (1901-1904). Довоенному периоду также посвящен стенд. Основой экспозиции по этому периоду являются ученические тетради, аттестационные листы, похвальные грамоты, выпускные фотографии. Главным источником информации об этом времени является книга, написанная в 1931 году учителем биологии, завучем школы, Е.Н. Жудро.

Вся площадка второго этажа рассказывает о третьем, военном этапе. Стенды об учителях и учениках, участвующих в войне, мемориальная доска с именами учеников школы, погибших на войне, изображения Родины-Матери и Воина-Освободителя – основные элементы экспозиции.

Экспонатами выставки, рассказывающей об особенностях образования в советское время, являются различные приборы (микроскопы, кодоскопы, диапроекторы, проигрыватели), альбомы, посвященные жизни классов, множество фотографий, учебные пособия. Особое место занимают кубки, выигранные в спортивных соревнованиях учениками школы, золотая медаль, переданная в дар музею выпускником. В вестибюле школы находится самый главный экспонат – уменьшенная копия памятника Гоголю (автор оригинала - скульптор Томский), напоминающая об одном из самых главных событий в истории школы: присвоении имени Н.В. Гоголя за победу в 1952 в конкурсе творческих работ.