brainВ чем разница между мозгом и мышцами? Мышцы «обучаются» намного медленнее мозга. Вернее, так — мозг обучается с колоссальной скоростью. Стоит ему только освоить езду на велосипеде, и спустя 30 лет человек садится и едет! Память в нервных клетках на двигательный стереотип сохраняется.

Так же, как и мышцы, мозг нуждается в ежедневной тренировке. Мозгу необходимо развитие. Не бойтесь перегрузить свой «компьютер». Помните:

Чем больше мы зубрим, тем проще нам зубрить!

Чем больше мы читаем по теме, тем выше вероятность сформулировать новую идею!

Количество переходит в качество всегда!

Память — входные ворота интеллекта!

Есть несколько простых правил для более эффективной работы мозга. Вот они:

1. Ешьте грецкие орехи и пейте свежевыжатые соки.

2. Бросьте курить. Курение убивает память и способствует слабоумию.

3. Каждый день гуляйте на свежем воздухе.

4. Высыпайтесь!

5. Смотрите фильмы-биографии, Они мотивируют!
Например:
«Королев»
«Фрида»
«Белый снег России»
«Михайло Ломоносов»…
Ищите то, что вас вдохновляет.

6. Занимайтесь скорочтением.

7. Прочтите все книги Тони Бьюзена об укреплении памяти.

8. Учите афоризмы, ходите на курсы, пробуйте рисовать и танцевать, да хоть фехтовать!

10 минут ежедневной тренировки мозга даст больше, чем репетитор 2 раза в неделю по 2 часа!

И никогда, никогда, никогда не говорите «У меня плохая память». Никогда не употребляйте выражения типа «Я без понятия…». Говоря так, вы проклинаете свои умственные способности. А ваша задача – развить их.

Чтобы ободрить вас, приведем интересный факт: Александр Солженицын выучил 12 000 стихотворений в течение одного года. Таким образом он готовил себя к тюремному заключению. Писатель был убежден, что ему не предложат ни карандаш, ни бумагу, а если и предложат, то отберут все рукописи. Он решил, в связи с этим, добиться от своей памяти сверхвозможностей, максимально укрепив ее. После двенадцатитысячного стихотворения у него произошел скачок от количественных изменений к качественным, и его память стала способна фиксировать длинные страницы текста.

Достаточно было только кинуть взгляд на страницу, и все фотографически фиксировалось мозгом, раскрывшим сверпотенциал. В заключении Солженицын писал воображаемым карандашом, на воображаемых страницах, нумеровал их, делал пометки на полях и корректировал текст. Выйдя из заключения, он в течение двух недель надиктовал секретарям по памяти несколько произведений. Диктовал он, не сбившись ни разу.

Наполеон Бонапарт любил повторять: «Проблемы неудачников в том, что у них недостаточно сильные желания». То есть они, конечно, есть. Но желания эти пассивны и не ведут к действиям. Активный же человек готов не только на действия, но и на СВЕРХДЕЙСТВИЯ, на СУПЕРДЕЙСТВИЯ.

Как готовиться к ЕГЭ по химии. Советы репетитора и необходимая литература.

5468Мы заканчиваем запись в группы подготовки к ЕГЭ по химии. Только до 5 сентября 2013 года: супер-скидка 25 % на весь курс. Звоните сейчас!

Как выучить химию? Вещества и их свойства, формулы, химические реакции. Огромное количество фактического материала. Как все это запомнить?

Мы не зубрим химию, а учимся ее понимать. В химии надо увидеть закономерности, оживить её, осмыслить. И тогда многое запоминается само собой. Зная законы химии, вы сможете предсказать и описать свойства незнакомых вам веществ.

Совет 1. Освойте химический язык.

Фосфат, нитрат, вольфрамат. Что у них общего? Чем сульфат отличается от сульфида? А перманганат – от манганата?
Правила составления формул и названий в химии — универсальны. Каждый суффикс или префикс соответствует определенной формуле. Зная этот язык, вы по названию определите класс вещества и сможете описать его свойства.

Совет 2. Три главные таблицы – ваши официальные шпаргалки на экзамене.

На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.

- Как меняются радиусы атомов в подгруппах и периодах Периодической системы? Почему это так?
- Какова формула высшего оксида дармштатия? Какими свойствами он мог бы обладать, если бы его смогли получить?
Вы легко ответите на эти вопросы, если вам покорятся Три Великие Шпаргалки!

Совет 3. Подтяните математику.
Если у вас не получаются задачи по химии – возможно, проблема с математикой? Задачи на проценты, сплавы, растворы отработайте до совершенства.

Если вы не можете выразить неизвестную величину из формулы или с трудом решаете уравнения – значит, репетитор-химик пошлет вас к математику. И будет прав!

Совет 4. Ничего не принимайте на веру. Задавайте вопросы.

Если вы не понимаете, — нет смысла зубрить или тупо конспектировать материал. Задавайте вопросы себе и другим. Настойчиво, не стесняясь, добивайтесь полной ясности. Это путь к успеху.
Ищите ответы в книгах, у преподавателя, на химических сайтах в интернете.

Если вы вежливо слушаете преподавателя и не задаете вопросов – значит, занятие проходит впустую. В наших мини-группах подготовки к ЕГЭ по химии преподаватель работает с группой из 3-4 учащихся. Возможность задать вопрос и получить ответ будет у вас в любой момент. На обычных подготовительных курсах такой возможности нет, и занятия малоэффективны. Жаль, что многие понимают это только к апрелю-маю.

5. Эффективно работайте с теорией.

Как вы учите теоретический материал из книг и учебников? Просто читаете и пытаетесь запомнить? Этого мало.
Читать теорию надо с тетрадью, выписывая в неё: определения, схемы, таблицы. Записывая, вы лучше запоминаете. На одном-двух листах вы соберете самое главное.

Старайтесь самостоятельно выводить формулы и составлять уравнения реакций. Важно научиться самому, а не просто смотреть, как это делает преподаватель или автор учебника.

Большие схемы, требующие зубрёжки, нарисуйте красиво на больших листах и развесьте по квартире. Думаю, ваши близкие отнесутся к этому с пониманием.
Литература, необходимая для подготовки.

Теория:
1. Н.Е. Кузьменко, В.В.Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы.
2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Химия», 10 класс, «Органическая химия»,11 класс. Учебники, профильный уровень.
Задачники:
3. С. А. Пузаков, В. А. Попков. Пособие по химии. Вопросы, упражнения, задачи.
4.Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, С. С. Чуранов. Сборник конкурсных задач по химии.
5. Химия. Пособие для абитуриентов. Изд. РХТУ (А. Я. Дупал и др.)
6. В.Н. Доронькин. Химия. Задания высокого уровня сложности (C1-C5).
Тематические тесты (часть А и Б) и упражнения.
7. В.Н. Доронькин и др. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 кл.
8. Л.И. Асанова. Химия. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 кл., 11 кл.
9. В.Н. Доронькин и др. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2).
Тестовые задания в форме ЕГЭ:
10. Сборники ФИПИ. Типовые варианты ЕГЭ. (А.А. Каверина и др.)
11. В.Н. Доронькин. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2012.

9785222157541Подготовка к ЕГЭ по литературе: советы опытного репетитора

1. С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

Прежде всего – поставьте цель. На какой результат вы претендуете?
Составьте список из 5–6 приемлемых для вас вузов. Выясните в приёмных комиссиях, каким был проходной балл по литературе в прошлом году.

Например, для будущих журналистов или лингвистов, поступающих в МГУ, СПбГУ, ВШЭ, РУДН, РГГУ, Литературный институт им. Горького, проходными будут баллы не ниже 80.

Поступающим в педагогические вузы достаточно набрать 65–70 баллам.

Будущим представителям творческих профессий хватит 60 баллов – но только для поступления. Для учебы во ВГИКе, Щепкинском или Суриковском этого мало.

Узнайте точно, как обстоят дела в «ваших» вузах.
Узнайте, проводятся ли в вузе олимпиады и когда именно. Победа в олимпиаде приравнивается к 100 баллам по профильной дисциплине.

2. Какими учебниками пользоваться?

1) Двухтомник «Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы», издание Филфака МГУ.
Эта книга известна в народе как «Шурики», поскольку на обложке первого тома изображен А. С. Пушкин, а второго — А. А. Блок.

2) Н. М. Азарова «Текст. Пособие по русской литературе XIX века» (любое издание).
Методика Н. М. Азаровой до сих пор считается наиболее действенной при подготовке к экзаменам по литературе.

3) Л. А. Скубачевская, Н. В. Слаутина, Т. В. Надозирная и другие. «ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник», издательство «Эксмо».

4) Е. Л. Ерохина. «Литература. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ», издательство «Экзамен».

5) Книга «ЕГЭ. Литература: экзаменационные задания», подготовленная С. А. Зиминым.

6) Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ и сопроводительная документация к нему.
- ваш план подготовки.

3. Как прорабатывать материал?

Ознакомьтесь с Программой подготовки к ЕГЭ по литературе. Она составлена в соответствии с «Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по литературе». Это ваш план подготовки.

Начните с повторения теории литературы. Затем — прорабатывайте каждый текст, указанный в Кодификаторе.
Повторите по учебнику биографию писателя. Выпишите основные даты на специальную карточку.
Перечитайте произведение. Не поддавайтесь искушению заглянуть в краткий пересказ. В подобных текстах часто встречаются фактические неточности. Сформулируйте в двух-трёх предложениях суть сюжета и конфликта. Подумайте над проблематикой. Выпишите все формулировки на отдельную карточку. Отдельно выпишите полные имена основных персонажей. Если вас «зацепили» какие-то фразы в тексте, тоже выписывайте их на карточку.
Теперь можно приступать к работе с учебниками и дополнительной литературой. В процессе чтения составляйте краткие конспекты.

После того, как весь материал освоен, открываем тетради-разработки ФИПИ, подготовленные Е. Л. Ерохиной и С. А. Зиминым (в них задания разбиты по авторам), — и тренируемся.

4. Пользуйтесь помощью школьного учителя.

У своего преподавателя вы можете узнать о возможностях участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Консультируйтесь по организационным вопросам. Попросите проверить тренировочные задания, которые вы будете делать по рабочим тетрадям ФИПИ. Не пренебрегайте тем, что бесплатно дает вам школа.

5. Как оценить результаты своей работы?

Это самый сложный момент. В сборниках экзаменационных заданий есть ответы только на задания типа В. Работу над частью С должен проверять компетентный человек. Это может быть ваш школьный учитель или репетитор.

1345591776 18Бытует в нашей стране мнение, что в медицинский вуз не поступить без взятки. Что это – правда или отговорки для неудачников?

Безусловно, медицина — область престижная. Множество абитуриентов стремятся стать врачами. Для успешного поступления надо набрать не менее 90 баллов по каждому из трех предметов – химии, биологии и русскому.

Есть и те, кто, не желая напрягаться, открывает перед собой двери рублем.
Бессмысленно говорить о том, какими «докторами» станут эти детки-конфетки. Боже упаси Вас и Ваших близких попасть на стол к такому хирургу!

Однако речь не об этом. Расскажу, как я сама поступала в Первый медицинский университет имени Ивана Павлова – без взятки, без блата и связей. Это был 1993 год. И так же, как сейчас, тогда говорили, что поступить без взятки невозможно, что свободных мест нет и все давным-давно расписано, а вступительные экзамены – пустая формальность.

ЕГЭ тогда не было, экзамены проводили сами институты. Однако суть от этого не менялась. Надо было прекрасно ориентироваться в биологии и химии, а также написать сочинение на «5».

Я окончила школу с золотой медалью и имела право, сдав всего один экзамен на отлично, поступить в вожделенный медицинский вуз. Сложность была в том, что никто не знал заранее, какой именно экзамен будет первым — химия, биология или сочинение. Абитуриентов делили на группы по непонятным признакам, которые невозможно было вычислить, и за день до экзаменов вывешивали списки.

Таким образом, в назначенный день одни абитуриенты сдавали биологию устно, другие писали контрольную по химии, а третьи — сочинение. Так что приходилось готовиться сразу по всем предметам.

Химию я знала замечательно, поскольку за спиной были и олимпиады, и энциклопедии, и повышенный интерес. Сборники задач прорешала вдоль и поперек. Все методички и дополнительную литературу купила еще год назад в приемной комиссии Первого меда. Тем сильнее был мой страх по поводу того, какой выпадет первый экзамен.

Биологию я тоже знала отлично, но все же не так, как химию.
Что касается сочинения – была уверена в себе, поскольку и стихи сочиняла, и грамотность имела отменную. Единственное слабое место — далеко не все произведения школьной программы я сочла нужным прочесть. Многие из литературных героев никогда не были мне интересны, и потому их имена и роль в сюжете произведения уплыли из памяти. Нужно было все освежать! Я молилась истово, нервничала и каждый день зубрила: с 9 утра до 14 часов — химию, с 14 до 19 часов биологию, а с 19 до полуночи — литературу.

И наконец вывесили списки. На дрожащих ногах я подошла к доске, у которой толпились возбужденные абитуриенты. Мне предстояло сдавать химию.

Это было настоящее везение для замученной отличницы. Я давно заметила, что везет не всем подряд, а только тем, кто много работает. Тем, кто пашет, — везет систематически.

Есть еще интересный феномен: сильно волнуются те, кто ничего не знает, и те, кто знает очень много. Если не знаешь ни фига, вернее, совсем чуть-чуть, то очень сильно надеешься на судьбу, Провидение, Боженьку. Вдруг к тебе снизойдут, и ты вытянешь тот единственный билет, который выучил? Или каким-то чудом сможешь в тестах выбрать правильные ответы?

Вторая категория волнующихся – отличники и зубрилы. Они знают очень много, но не всё. И когда им выпадет несчастный билет, который они не успели повторить – это настоящий облом, паника, ощущение несправедливости и жестокой кармы. Что может быть хуже?

Поскольку на карте стоит судьба и выбор жизненного пути, многие нервничают до одури, и я не была исключением. Я думаю, что отличники переживают сильнее. Во-первых, приложено столько усилий. Во-вторых – бесконечно трудясь и отказывая себе в радостях и удовольствиях ради высокой цели, чувствуешь совсем иную мотивацию. Чем ниже вероятность поражения, тем драматичней оно воспринимается.

У отличников есть одно слабое место – они перфекционисты и потому стараются слишком тщательно изучать каждый экзаменационный вопрос. Это приводит к тому, что до некоторых вопросов просто дело не доходит! Отличник не умеет работать плохо, и как ни странно, это его слабое место.

Всем отличникам могу дать ценный совет. Дорогие граждане пятерочники! Когда у вас остается пара дней до экзамена, а вы повторили не всё, с присущей вам фанатичной тщательностью, — поделите оставшееся время на количество вопросов и уделите каждому хотя бы немного времени.

Что это дает? — Гарантированный ответ на любой вопрос. И когда часть ответов блистательная, а часть нормальная, в целом вы имеете шанс получить высший балл. Если же в ряде вопросов вы обладаете прекрасными знаниями, а в других просто ноль без палочки — это и создает кошмарное напряжение и ужас перед предстоящим экзаменом.

Чтобы не тянуть кота за бантик, сразу скажу, что химию я сдала на 5 баллов. По сравнению с теми жалкими задачами, которые мне попались, я знала настолько много, что не переставая строчила, с бесконечными дополнительными деталями, на множестве страниц. Я не заметила, как пролетело несколько часов. Мне хотелось выдать всё, что я выучила. Больше всего я переживала, что не успею проявить всю полноту своего знания. Внезапно время истекло, а я не успевала переписать решения на чистовик! У меня не было шансов.

Взяв черновик, я прямо сверху листа каллиграфическим почерком написала:
«Уважаемые экзаменаторы! Я страшно волнуюсь по поводу того, что в моей работе есть исправления. Я очень надеюсь, что они не повлияют на ваше решение. Стремясь выдать все, я пренебрегла чистовиком!
От этого экзамен зависит моя жизнь».

Я не помню, сколько мы ждали результата этого экзамена. Каждый день с утра я ехала на пятачок, где абитуриенты осаждали информационные доски.

У меня не было сил повторять биологию и литературу. Все эти чертовы Чичиковы, Собакевичи и Наташи Ростовы сплелись в моей голове с тычинками, пестиками, а также законами Грегора Менделя и его опытами с горошком.

Я всегда была маньяком в учебе. Наслушавшись о том, что на экзамене буду душить за малейшую оплошность, я тряслась как осиновый лист, углубляясь в строение клетки. По ночам перед глазами плыли митохондрии и рибосомы. Мне казалось, что я один большой аксон, и от меня отрастают тысячи дендритов во все стороны.

На третий день я не могла ни есть, ни пить, ни спать.
Когда толпа отхлынула от доски, я подползла, иначе не скажешь, к информационному листку, где мелкими закорючками, бледно и шатаясь, были выведены отметки, большей частью трояки. Вой разочарований и слез стоял вокруг стенда. Родители утешали истериков. Одни бились на плече у других. Третьи курили, матерясь. Двое нервно ржали, говоря: «Ну и хрен с ним, не нужно больше готовиться!»

Напротив своей фамилии я увидела закорючку, от которой у меня помутился разум. Я не могла понять, то ли это 3, то ли 5! Уткнувшись носом в этот замацанный листок, я увидела, что напротив моей закорючки стоят три плюса. Я поступила с одного экзамена!!!

1800 gotovimsy k ege«Я люблю читать – следовательно, я гуманитарий и стану филологом». Вам знаком такой подход? Уверена, что да. К сожалению, это поверхностное мнение, и оно обычно приводит к неверному выбору профессии.

На самом деле гуманитарий — не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.

Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.

Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.

Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.

Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.

«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.

Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.

Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.