- Подробности
Более 104 тысяч педагогов учат наших детей в школах. Повысилась ли их зарплата? Как скоро они «выгорают»? Достаточно ли поощрений для неординарных учителей в нашей системе ?
Поощрения лучших
Большинству родителей хочется, чтобы их дети попали к истинному учителю, который может уйти от стереотипов, сделать процесс обучения интересным для детей. Для таких педагогов в этом учебном году введена новая квалификационная категория «учитель-методист». Претенденты на нее должны иметь авторскую методику преподавания предмета или собственный опыт, который обобщен и используется другими учителями, публикации в научно-педагогических изданиях и пр. Сегодня данная категория присвоена 31 педагогу. Пока она никак не поощряется материально, но, как заявил министр образования, со следующего года за эту категорию намечены существенные доплаты, а за открытыми уроками новаторов вся страна сможет наблюдать по специальному образовательному каналу. Также расширяет свои поощрительные возможности и традиционный конкурс «Учитель года». Впервые он будет проводиться по предметным номинациям, например, «Физика, астрономия, математика, информатика»; «Иностранный язык», «Начальные классы»; «Воспитатель дошкольного образования» и др. Из числа лидеров в каждой номинации и будет определен «Учитель года Беларуси».
Учителя как инвестагенты?
Помимо образовательной и воспитательной функции, на школе сегодня лежит задача и по зарабатыванию/добыванию денег. И, несмотря на то что кодекс об образовании запрещает устанавливать учреждениям образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности, на практике, рассказывают педагоги, отделы образования эти планы доводят. «Зарабатывать - это отнюдь не главное для школы, но нацеливать коллектив, педагогов, родителей искать новые формы, методы и средства для развития, образования детей можно», - высказал свое отношение к этой теме министр образования. Он также привел впечатляющую цифру: что за текущий календарный год в Минской области, к примеру, было привлечено порядка 60 млрд рублей внебюджетных средств, которые были направлены на развитие, капитальные ремонты.
В ТЕМУ
Наши учителя осуществляют подвиги не только на ниве просвещения, но в обычной жизни. Так, 25 сентября учитель-дефектолог Холопеничской средней школы им. М.Богдановича Крупского района Ирина СТАРОВОЙТОВА спасла жизнь детей в экстремальной ситуации. Водитель автобуса, подвозившего школьников, умер прямо за рулем. В это время автобус двигался по мосту через речку. Ирина Николаевна, сопровождавшая детей, не растерялась: одной рукой управляла рулем, другой поддерживала тело водителя. После вынула ключ зажигания и остановила движение автобуса. Дети были спасены.
- Подробности
Ученики все чаще пользуются электронными устройствами.
О плюсах и минусах образовательных экспериментов и практическом применении электронного обучения в учреждениях образования рассказали специалисты.
Возможно, через какое-то время в школах вообще забудут, что такое писать мелом на доске, и будут использовать в учебном процессе исключительно электронные доски, журналы, дневники, учебники.
Как скоро онлайн-обучение войдет в повседневную жизнь белорусского школьника? Эффективна ли такая форма подготовки к вступительным экзаменам, как репетиционное тестирование в онлайн-режиме? В чем суть проекта лицея БГУ «Электронная школа»?
В лицее БГУ сегодня четыре интерактивных кабинета - по физике, математике, биологии, химии. Например, на уроке биологии учитель с легкостью выводит на сенсорный дисплей то, что необходимо рассматривать под микроскопом, мельчайшие организмы, которые сложно увидеть невооруженным глазом, можно увеличить и рассмотреть их строение.
- Проект «Электронная школа» возник не на пустом месте, - говорит директор лицея БГУ Вадим МАТУЛИС. - Мы достаточно давно начали использовать в учебном процессе современные технологии: в 2006 году в лицее БГУ был запущен сервер дистанционного обучения, позволяющий иногородним школьникам наравне с минчанами готовиться к поступлению в наше учебное заведение или к сдаче ЦТ. Конечно, не все дети умеют самостоятельно организовать свою работу: основная проблема в том, что многие проявляют активность непосредственно перед вступительными экзаменами, а работать нужно в течение всего года.
Кроме того, дистанционное обучение широко используется для занятий с лицеистами. Также, если ученик чего-то не успел записать на уроке, то, придя домой, он может посмотреть презентацию урока на своем компьютере.
Дневник
Очень удобно, по мнению Вадима Матулиса, пользоваться электронными дневниками и журналами:
- Учителю не нужно выводить средний балл за четверть: за него это делает компьютер. А детям не нужно ждать следующего урока по предмету, по которому проводилась контрольная работа: зайдя в Интернет, они могут увидеть свои оценки. Также удобно информировать учеников о домашнем задании.
Вадим Матулис объяснил: для успешной реализации эксперимента необходимо, чтобы электронный журнал заполняли все учителя, иначе в проекте нет смысла. Более того, делать это нужно на уроках, иначе процесс превратится в каторгу:
- Многие педагоги приходят на занятия со своими нетбуками: в лицее есть wi-fi. 55% учителей заполняют электронные журналы самостоятельно. За остальных это делает учебно-вспомогательный персонал.
Эксперименты
В лицее два года назад начался эксперимент по использованию учащимися электронных книг (ридеров), которые были выбраны, руководствуясь в первую очередь безопасностью для здоровья детей.
Заместитель директора по учебной работе лицея БГУ Игорь ВАРАКСА отметил:
- В экспериментальном классе дети буквально жили с ридерами: основной объем учебных материалов - по литературе, истории, математике, физике, химии был предложен им на устройствах. Для нас было важно выяснить, сколько времени они тратят на занятия, как быстро устают и помогает ли использование ридера в образовательном процессе. 95% детей эксперимент понравился, и они сказали, что ридер помогал учиться.
В итоге мы пришли к выводу, что дети в экспериментальном классе больше успевали по предметам, при этом у них хватало времени выйти в Интернет и отметиться в социальных сетях. Перед компьютером большинство учеников проводили в 2 раза меньше времени (1,5 часа вместо трех), чем дети, не занятые в эксперименте.
Что касается недостатков, то отмечалась сложность в работе с большими произведениями. Мы проводили тесты: дети читают тексты на ридерах быстрее, но хуже усваивают их - на 27% и на 30% хуже отвечают на вопросы учителя. Даже в филологическом классе учащиеся, читавшие материалы на бумажных носителях, получали оценки 9-10, а на ридерах - 7-8.
- Подробности
Выпускникам 2014 года списывать во время Единого госэкзамена будет сложнее, чем их старшим товарищам. Все пункты сдачи ЕГЭ оснастят видеокамерами. Фиксировать будут и происходящее в аудиториях, и в коридорах. Об этом объявил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на совещании с органами региональной власти, отвечающими за проведение ЕГЭ.
- Кроме мест сдачи экзамена, видеоконтроль будет и на местах работы экспертов, - объявил глава Рособрнадзора. - Кроме того, за проверкой бланков будут следить независимые наблюдатели и специально назначенные федеральные инспекторы.
Во время экзаменационной кампании 2013 года многие школьники смогли пронести в аудитории телефоны и прочие гаджеты. Вся эта техника позволила получить помощь извне, списать и набрать незаслуженно высокие баллы. А при проверке работ некоторые недобросовестные эксперты ставили отметки о правильном выполнении вопросов, на которые экзаменуемые дали неверный ответ или вообще оставили поле пустым, перечислил выявленные нарушения Скворцов. Чтобы это не могло повториться впредь, за выполнением задания и за проверкой ответов будут следить живые наблюдатели, а все нарушения зафиксируют видеокамеры, их запись можно будет в дальнейшем использовать как доказательство при судебном разбирательстве.
- Все пункты приема экзамена будут оборудованы двумя этапами контроля и металлоискателями, - добавил глава надзорного ведомства. - Так что пронести незаметно телефон больше никто не сможет. А по решению местных властей в помещении, где сдают ЕГЭ, могут быть включены и "глушилки" сигнала сотовой связи.
- Подробности
Профессиональный стандарт для российских учителей предполагает, что педагог должен иметь высшее образование или среднее профобразование, уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников.
© РИА Новости. Кирилл Брага | Купить иллюстрацию
МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Новый профессиональный стандарт для российских учителей начнет действовать с 1 января 2015 года, сообщил в пятницу министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
"Стандарт прошел государственную регистрацию в Минюсте, мы можем сказать, что с 1 января 2015 года он уже будет работать как нормативный документ", — сказал Ливанов на Всероссийском семинаре-совещании.
По его мнению, стандарт отвечает высоким требованиям, которые предъявляет общество к учителям и профессиональное сообщество для самооценки.
"У нас на повестке дня вопросы, как включить этот стандарт в повседневную жизнь российской системы образования. Нам, прежде всего, нужно обсудить механизмы и процедуры, которые позволят стать основой для профессии педагога", — сказал Ливанов.
По его мнению, надо подумать над тем, чтобы стандарт лег в основу профессиональной оценки.
"С принятием стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Речь идет о том, чтобы нам сделать так, чтобы из пединститутов выходили профессиональные учителя", — заключил министр.
В профстандарте прописано, что педагог, в частности, должен иметь высшее образование или среднее профобразование, уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.