- Подробности
- Сегодня ввели новые правила аттестации педагогов. Но если в России при новых правилах учитель высшей категории получает прибавку 75% к окладу, то у нас разница между первой и высшей категорией составляет 10% (40% против 30%). Видите ли вы в этом проблему?
Валентина Герасимович:- Над этой проблемой профсоюз работает постоянно. В этом вопросе с нами солидарно и Министерство образования. Найдены пути решения, и при первой же возможности определения источника финансирования соответствующие документы будут приняты. Отрасль должна больше платить за квалификационный уровень, чтобы педагог стремился к повышению своей квалификации. Пока же разница в зарплате работников второй, первой, высшей категории незначительна. Но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а отражением качества образования и уровня зарплаты. Пока такого, к сожалению, нет. Но мы надеемся на решение этой проблемы в ближайшее время.
- Около года назад были сообщения о том, что докторам/профессорам будут доплачивать к пенсии значительную сумму за звание. Как обстоят дела с реализацией этого предложения?
Роман Дапиро:- Данный вопрос активно прорабатывается. На прошедшем недавно в Беларуси XXVI съезде Евразийской ассоциации профсоюзных организаций университетов первый заместитель министра образования А.И.Жук озвучил принципиальную позицию образовательного ведомства - решить этот вопрос в ближайшее время.
Проект соответствующего нормативного правового акта разработан специалистами Минобразования. Сейчас идет поиск путей решения вопроса.
- Какие практические действия реализует профсоюз по защите прав учителя в обществе?
- В текущем году отраслевой профсоюз направил Министерству образования предложения по оплате труда работников системы образования и путях ее повышения, пенсионном обеспечении педагогов, медицинском обслуживании, санаторно-курортном лечении, коммунальных платежах, льготных условиях кредитования строительства жилья, компенсации педагогам их затрат на проезд, гарантии в сфере образования, стимулирование высоких профессиональных достижений и т.д.
Мы участвуем в работе по формированию проектов документов по вопросам оплаты труда, контролируем своевременность и полноту соответствующих выплат на местах. Нами предпринимаются меры по восстановлению средств, не выплаченных нашим работникам по вине нанимателей.
Кроме того, мы постоянно контролируем своевременность обсчета и расходования средств экономии фонда заработной платы, так как регламентирующих документов по этому вопросу крайне недостаточно. Иногда суммы восстановленных средств даже по одному учреждению исчисляются десятками миллионов, а все это идет на выплаты работникам отрасли. Не всегда наша работа видна, но, поверьте, это весомый вклад даже в тот уровень зарплаты, который существует на сегодня. Чтобы его повысить, необходима более эффективная работа экономики, понимание со стороны руководителей, финансистов. Сегодня на всех уровнях есть возможность поддержать работника системы образования. Не хватает средств, но иногда не хватает и воли отдельных руководителей.
- Подробности
- Одна из часто озвучиваемых проблем – большой объем внеучебной деятельности школьных педагогов. Например, управления образования, не стесняясь, вывешивают на сайтах приказы «создать рабочие группы из числа педагогов, учащихся, родителей для осуществления покраски заборов в населенных пунктах»…
Роман Дапиро: - К сожалению, проблема есть. Многое в этом вопросе зависит от местных властей. Социально значимая деятельность должна иметь свои четкие рамки. Волонтерство среди обучающихся и педагогических работников надо приветствовать. Но это не должно мешать образовательному процессу и нарушать права учителей в части продолжительности рабочего времени, характера деятельности. Иначе говоря, и руководители, и педагогические работники должны четко чувствовать грань, за которой воспитательная работа переходит в иные, иногда негативные составляющие.
Подчеркнем: покраска и иные аналогичные виды работ относятся к работам, требующим соответствующих знаний, навыков, прохождения медосмотра, проведения инструктажа, документального оформления. В таких случаях мы рекомендуем работникам обращаться за разъяснением в профсоюзные органы. У нас есть правовые и технические инспектора труда, которые могут дать квалифицированную консультацию, при необходимости вмешаться в ситуацию.
- Нам позвонили несколько учителей физкультуры и рассказали, что, помимо 20 учебных часов, они вывозят детей на соревнования, организуют массовые мероприятия, досуг детей в спортзале во внеучебное время. Но если раньше им оплачивали это как внеклассную работу, то с нынешнего года администрации школ заявляет, что эту работа оплачивать не будет...
Валентина Герасимович:- Для решения этих вопросов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в учреждениях общего среднего образования вводятся должности руководителей физического воспитания. Согласен, что в рамках переходного периода определенные накладки в решении этих вопросов есть. Но необходимо признать, что и существовавшая ранее практика внеклассной работы и ее оплаты также была далека от идеала, учителя жаловались на размеры оплаты и т.д. Вернуть ситуацию назад невозможно, так как это будет противоречить Кодексу, но вопрос введения должностей руководителей физического воспитания находится на контроле как в Министерстве образования и отраслевом профсоюзе.
- Педагоги сообщают, что, несмотря на Кодекс об образовании, который запрещает устанавливать учреждениям образования нормативы по платным услугам, отделы образования не только устанавливают такие планы, но постоянно повышают их размер...
Роман Дапиро:- Действительно, ст. 138 Кодекса об образовании запрещает учреждениям образования устанавливать нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности. Вместе с тем Советом министров РБ республиканским органам госуправления, облисполкомам и Минскому горисполкому доводятся показатели прогноза социально-экономического развития. Руководствуясь Законом о местном самоуправлении, на местах разрабатываются и утверждаются планы развития видов экономической деятельности. В рамках этой работы соответствующие планы доводятся всем бюджетным организациям. Но доведение их учреждениям образования противоречит Кодексу, поэтому их можно рассматривать только как некий ориентир. Профсоюзу в ряде случаев удалось отстоять права руководителей учреждений, к которым за невыполнение таких планов применялись меры дисциплинарного взыскания. Соответствующие приказы были отменены. Важно, чтобы местные власти четко понимали: основная функция учреждений образования - не в организации платных слуг, а в обеспечении качества образования. Платные услуги могут и должны оказываться, когда для этого есть условия и спрос потребителей услуг.
- Подробности
«Надо повышать не только нагрузку, но и оклады педагогам», - профсоюз работников образования и науки
На проблемные вопросы в сфере образования «АиФ» ответили специалисты профсоюза работников образования и науки заместитель председателя Роман ДАПИРО и заведующая отделом социально-экономической работы Валентина ГЕРАСИМОВИЧ.
О правах и окладах
- У профсоюза нет ощущения, что школьные учителя сегодня бесправны, что действенного механизма защиты педагога в спорах с администрацией школы, управлением образования нет?
Роман Дапиро:- Отраслевой профсоюз сделал достаточно много в области контрактной формы найма. Так, в отраслевом Соглашении между Министерством образования и нашим профсоюзом на 2013-2016 гг. есть нормы, согласно которым наниматель обязан продолжать трудовые отношения с работающим по контракту добросовестным, имеющим соответствующую квалификацию работником. Более того, оговорены сроки в зависимости от уровня квалификации, социальных факторов.
Если наниматель все же не продлил прежний или не заключил новый контракт с добросовестным работником, в соответствии с отраслевым соглашением педагог может потребовать у нанимателя письменного обоснования причин. В большинстве случаев при наличии каких-либо субъективных ситуаций эта норма останавливает руководителей. Но не всегда. Достаточно часто профсоюзу приходится вмешиваться в вопросы продления, заключения новых контрактов. Бывают случаи, когда помочь педагогу сложно, например, при отсутствии нагрузки. Но даже в таких случаях профсоюзу удавалось отстоять добросовестных, квалифицированных педагогов.
Знаю массу примеров, когда принципиальные учителя добивались разрешения проблемных вопросов, более того, после этого их отношения с руководителем становились даже лучше. Но это зависело от их профессионализма и, безусловно, от мудрости руководителей. Хотелось бы, чтобы таких учителей и руководителей было большинство.
- Учителя отмечают, что при повышении тарифной ставки первого разряда не всегда происходит адекватное увеличение зарплаты: за счет уменьшения надбавок и прочих стимулирующих выплат в итоге получается столько же, сколько раньше, или даже меньше. Нужно ли сегодня ставить вопрос об увеличении в первую очередь окладов педагогов, чтобы их доход не зависел главным образом от дополнительных выплат?
Валентина Герасимович:- На сегодня размер тарифной ставки первого разряда невысок (с 1 сентября 2013 года - 260 000 руб.). Также - низкое соотношение тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и крайне невысокие корректирующие коэффициенты. Отсюда и малые размеры окладов работников образования, которых хватает лишь на покрытие первоочередных нужд.
Отраслевой профсоюз направлял обращения в Совет министров, Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в них говорится о необходимости совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций путем проведения оптимизации Единой тарифной сетки и увеличения размера тарифной ставки первого разряда до уровня бюджета прожиточного минимума.
Предполагается, что соответствующая норма будет включена в Генеральное соглашение между Правительством РБ, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014 – 2015 годы. Министерство образования с учетом предложений профсоюза формирует проекты документов, которые должны улучшить ситуацию. Но источники финансирования еще не определены. Считаем, что без направления на это дополнительных бюджетных ассигнований вопрос решить невозможно. При всех трудностях в бюджетной политике это сделать необходимо, ведь нормы нагрузки пересмотрены, а стоимость часа принципиально не повышена.
- Подробности
Правительство РФ опубликовало постановление, которое вносит изменения в положение о Министерстве образования и науки. Согласно документу, в его обязанности войдет осуществление «воспитательных мер, направленных на неприятие обучающимися образовательных организаций экстремистской и террористической деятельности» в образовательных организациях «во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами государственной власти».
Инициатива – прямое следствие событий декабря 2013 года в Волгограде, когда в течение суток было совершено два террористических акта. В стране снова заговорили об усилении мер противодействия терроризму, которое теперь докатится до средней школы. Профилактика коснется как школьников, так и учителей. Министерство планирует повышать квалификацию педагогов, а заодно разработать «индикаторы вовлечения каждого учащегося в какую-либо внеурочную деятельность». Но если поиски симпатий к терроризму в голове школьника увенчаются успехом, информация об этом ляжет в его «портфолио». Там должны содержаться сведения о внеучебных успехах детей, которые в свободное от уроков время могут играть на скрипке или выжигать по дереву. Эти сведения – равно как и их отсутствие – должны будут учитываться при поступлении в вуз.
Примечательно, что шесть лет назад похожая идея об отслеживании экстремистских настроений с младых ногтей уже звучала в Санкт-Петербурге, тогда речь шла о подростковых субкультурах. Для учителей даже подготовили научно-методическое пособие под названием «Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма».
Но проблема классификации субкультур и различий между подвидами готов отошла на дальний план – теперь подростки все активнее участвуют в уличных акциях националистического толка. Так, в ноябре 2013 года из 25 человек, доставленных в отделы полиции Красногвардейского района после "Русского марша", 14 оказались несовершеннолетними.
О том, что современные подростки гораздо взрослее, чем кажутся на первый взгляд, говорят и законотворцы. Так, депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Олег Михеев предложил ввести уголовную ответственность для детей, достигших четырнадцатилетнего возраста, за жестокое обращение с животными. В пояснительной записке парламентарий отмечает, что в этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что убивать и мучить животных – плохо, и вполне могут оценить негативные последствия, наступающие при привлечении к уголовной ответственности. Правда, колония за истязание животных никому не грозит – это преступление карается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», уверены, что за профилактику экстремизма взялись не с того конца.
«Пока я вижу больше негативного в этом нововведении, - говорит заместитель председателя комиссии по образованию и науке петербургского парламента Владимир Дмитриев. - Любой педагог скажет: чем больше школьникам говоришь о чем-то, тем скорее 15, а то и 20% детей после таких разговоров захочет попробовать то, о чем рассказал учитель. Да, такова реакция властей на трагедию в Волгограде, но почему мы опять бьем по хвостам? Мы не сегодня столкнулись с проблемой терроризма, а системной деятельности как не было, так и нет». Депутат уверен, что для профилактики нужно отвлечь молодежь от улицы. «Должно работать как можно больше интересных кружков, - говорит Дмитриев. - Чтобы выбор был у детей».
Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов считает, что профилактика терроризма в школе - дело совершенно правильное. «Основные предпосылки к терроризму закладываются как раз в школе, и в основе терроризма лежат, прежде всего, культурные основания, - говорит Вячеслав Игрунов. - Но дело в том, что правительство начинает с того конца, который ближе всего ему – с сыскной деятельности и тотального контроля населения. А это вряд ли может быть очень эффективно. Да, молодежные банды – распространенное явление, и было время, когда они наводили ужас на кварталы крупных городов. Такой контроль необходим, но он вторичен. Есть основания предполагать, что подобного рода сбор сведений может превратиться в тотальный контроль за детьми и родителями. И это ничего хорошего обществу не принесет – только увеличит подозрительность». Эксперт подчеркнул, что правильный подход – давать детям нормальное гуманистическое образование и воспитание. «Но реформа нашей школы идет в обратном направлении», - говорит Игрунов.
Депутат петербургского парламента, заместитель председателя комиссии по образованию и науке Марина Шишкина уверена, что новая инициатива правительства – борьба со следствием, а не с причиной. «И так везде: с пьянством боремся, ограничивая часы продажи алкоголя, золотые медали отменяем, потому что их слишком много выдается, - говорит депутат. - Идет какая-то игра, все в нее играют, чтобы сделать вид, что ведется какая-то деятельность. Профилактика путем накопления информации в «портфолио» - еще один источник сбора данных о человеке, что в общем-то неправильно. Так же, как тестирование школьников на употребление наркотиков вместо борьбы с наркоторговцами. Кроме того, возникает вопрос, кто будет осуществлять эту профилактику? Учителя? Учитывая, что они постоянно находятся под дамокловым мечом договора, к выполнению этой задачи они, скорее всего, отнесутся формально. Я никогда не поверю, что в школьной среде можно выявить какой-то терроризм. Он зарождается по-другому, от образа жизни».
Директор одной из петербургских школ (пожелавший не раскрывать свое имя), в свою очередь, отмечает, что подробные разговоры с детьми на тему терроризма или национализма могут привести к обострению интереса к этим вопросам. «У детей нет явной склонности к терроризму, если их не провоцировать к этому и не подстрекать, - говорит собеседник «Фонтанки». - И если постоянно говорить, что терроризм – это плохо, то вскоре окажется, что запретный плод сладок. Профилактика должна быть, но незаметная, ненавязчивая и не через обсуждение терроризма». Директор напомнила, что незадолго до ноябрьских уличных акций в минувшем году в районной администрации собирали руководство школ и просили предупреждать детей, чтобы они не участвовали в несанкционированных уличных акциях. «Но у нас мудрая администрация района и «указилок» сверху нам удается избегать, - говорит эксперт. - Когда мы активно боролись за толерантность, дети стали агрессивнее в национальных вопросах. Не надо высоких фраз, надо просто воспитывать детей в добре и в атмосфере благожелательного отношения друг к другу».