edu1565 33Учебные предметы, обязательные для изучения ступени старшей школы:

Русский язык, Литература, Английский язык, Немецкий или Французский языки, Математика, История, Обществознание, Право, МХК, Экономика, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие, География, ОБЖ.

По этим предметам проводится обязательная итоговая аттестация выпускников этой ступени или обязательная оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.

1. С 2009/10 учебного года на базе  открыта городская экспериментальная площадка "Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам", гимназия №1565 «Свиблово» является городским ресурсным центром по данной площадке.

Научные руководители ГЭП:

Семенов А.Л. - академик РАН, доктор физико-математических наук, ректор МИОО,

Грабовский А.И. - директор ГОУ гимназии №1565 «Свиблово», кандидат социологических наук (специальность: «Социология управления образованием»), доцент, докторант МГПУ.


Целью эксперимента для гимназистов является личностное совершенствование процесса образования благодаря выбору предметов и видов деятельности, для родителей - создание наиболее благоприятных условий для развития своих детей, максимально используя потенциал образовательной программы гимназии, для педагогического коллектива гимназии - создание наиболее благоприятных условий для развития гимназистов при помощи оптимизации учебной нагрузки, для администрации гимназии - совершенствование системного подхода в организации образовательного процесса.


На 2010/11 учебный год определены следующие направления экспериментальной работы: анализ учебно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов; перестройка организационных форм обучения в 8-9-10-11 классах; внедрение и совершенствование новых технологий индивидуально-группового обучения, в т.ч. информационно-коммуникативных; поиски перспектив образования современной школьной молодежи.


Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности гимназиста, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на три года (9 – 11 классы).


Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы привел к осознанию идеи о том, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения гимназиста в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению гимназистом образовательных результатов, разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи гимназисту.


Данный подход считается частной моделью профильного обучения и в соответствии с Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13 финансируется и организовывается в рамках введения в образовательном учреждении профильного обучения1.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений (углубление, расширение) и профилей образования. Каждый гимназист вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов и курсов (профильных, углубленных, расширенных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому гимназисту формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.


Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может включать все, или почти все компоненты образовательной программы гимназии: 1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся); 2) цель образовательной программы (определяет обучающийся); 3) индивидуальный учебный план /количество часов изучаемых дисциплин/ (определяет обучающийся); 4) характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями); 5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляют педагоги); 6) описание системы изучения предметных и элективных дисциплин, систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося /индивидуальный образовательный маршрут/ (составляют педагоги и обучающийся); 7) процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги); 8) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся); 9) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).


Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в гимназии. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.


Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я сам выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я сам составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я сам определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».


Переход гимназии на работу по индивидуальным учебным планам предполагает особые формы и методы взаимодействия обучающих и обучающихся.

Наиболее перспективными формами организации учебного процесса являются преподавание (классно-урочное, предметно-групповое), консультирование (экспертное, процессное и проектное), классно-групповое тьюторство и системное модерирование.

В практике консультирования применяются несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении гимназистами выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ гимназистов. Процессное консультирование необходимо при обучении гимназистов по индивидуальным образовательным программам.

Под классно-групповым тьюторством в нашей гимназии (сравните с понятием классное руководство!) мы понимаем как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой гимназистов, так и форму воспитательной работы. В основу тьюторства положены индивидуальный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса. Поскольку в гимназии №1565 «Свиблово» большое внимание (!) уделяется учебной деятельности

для гимназистов - по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации (в том числе совместная творческая работа с педагогическим коллективом гимназии),

для учителей – организация образовательного процесса в гимназии (в том числе самообразование, самоподготовка и повышение квалификации, то есть учитель также становится объектом данного эксперимента),

то роль классного руководителя в данном эксперименте сводится к классно-групповому тьюторству. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности. Задачи педагога-тьютора разнообразны: помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы, отслеживание хода учебы гимназиста, организация обратной связи по выполненным заданиям, проведение групповых тьюториалов; поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего изучения предмета, предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций. Главная цель педагога-тьютора в такой модели обучения – научить учиться. В гимназии №1565 «Свиблово» каждой группой (а их количество и состав определяются после выбора гимназистами своих образовательных маршрутов) руководит педагог-тьютор, назначенный приказом директора гимназии. Реально институт классного руководства при этом прекращает своё существование, хотя формально продолжает свое существование.

Системное модерирование в гимназии №1565 «Свиблово» – это организация деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей гимназистов. В основе системного модерирования лежит использование специальных образовательных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Системное модерирование в гимназии нацелено на организацию раскрытия внутреннего потенциала гимназиста, при помощи системной организации помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения как обучающегося, так и преподавателя гимназии. Системный модератор, являясь заместителем директора гимназии (в должности заместителя директора по воспитательной работе), выстраивает систему учебной деятельности гимназистов и определяет методы работы педагогического коллектива, побуждающие обучающихся к деятельности и активизирующие их; организовывает работу педагогов-тьюторов по организации педагогического сопровождения, выявлению существующих у гимназистов проблем и ожиданий; организовывает процесс участия в дискуссии; устанавливает климат товарищеского сотрудничества. Системный модератор гимназии выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися и педагогическим коллективом гимназии.

Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося.

Помочь каждому гимназисту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.

2. Особенности изучения отдельных предметов в старшей школе

В соответствии с Московским базисным учебным планом для 10-11 классов учебный план гимназии реализует модель базового, профильного и углубленного обучения Федерального базисного учебного плана.


В предмете «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»; возможно интегративное изучение отдельных разделов «Информатики и ИКТ».


В предмете «История» выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Ведется раздельная аттестация по указанным предметам.


Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». В рамках предмета «Химия» интегративно изучаются отдельные темы предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие».

«География», «Обществознание», «Экономика», «Право» изучаются отдельными предметами.


В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, при этом не учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов.

В 10 классах учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов являются обязательными.


При изучении учебного предмета «Искусство» широко используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа. Это служит формой разгрузки обучающихся, в частности, в экспериментальной работе по индивидуальному мониторингу здоровья и оптимизации учебных нагрузок.


Вопросы предмета «Технология» в старшей школе предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного обучающимся профиля. С введением в гимназии ИУПов изучение этого предмета введено как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем. Предмет «Информатика и ИКТ» полностью интегрирован в «Технологию».


Предусматривается деление класса на группы при проведении занятий по профильным предметам (литературе, русскому языку, истории, обществознанию, математике, физике, химии, биологии и другим по выбору учащихся) на практические и семинарские занятия, защиту творческих работ и в связи с делением классов на несколько профилей (на основании приказа Министерства Образования РФ № 1312 от 9.03.2004г., Федерального Закона «Об образовании», который указывает, что «… Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам <…>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст.50); концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая исходит из многообразия форм его реализации; наряду с созданием профильных классов, создание профильных групп на основе примерных учебных планов профилей, предоставляющее обучающемуся право освоения образовательных программ на основе индивидуальной образовательной траектории; устава гимназии, регламентирующего индивидуальную образовательную траекторию обучающегося).

Совокупность базовых, профильных и углубленных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального, московского и гимназического компонентов базисного учебного плана (ПРИЛОЖЕНИЯ 2, 2.1., 2.2.).