Правительство РФ опубликовало постановление, которое вносит изменения в положение о Министерстве образования и науки. Согласно документу, в его обязанности войдет осуществление «воспитательных мер, направленных на неприятие обучающимися образовательных организаций экстремистской и террористической деятельности» в образовательных организациях «во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами государственной власти».
Инициатива – прямое следствие событий декабря 2013 года в Волгограде, когда в течение суток было совершено два террористических акта. В стране снова заговорили об усилении мер противодействия терроризму, которое теперь докатится до средней школы. Профилактика коснется как школьников, так и учителей. Министерство планирует повышать квалификацию педагогов, а заодно разработать «индикаторы вовлечения каждого учащегося в какую-либо внеурочную деятельность». Но если поиски симпатий к терроризму в голове школьника увенчаются успехом, информация об этом ляжет в его «портфолио». Там должны содержаться сведения о внеучебных успехах детей, которые в свободное от уроков время могут играть на скрипке или выжигать по дереву. Эти сведения – равно как и их отсутствие – должны будут учитываться при поступлении в вуз.
Примечательно, что шесть лет назад похожая идея об отслеживании экстремистских настроений с младых ногтей уже звучала в Санкт-Петербурге, тогда речь шла о подростковых субкультурах. Для учителей даже подготовили научно-методическое пособие под названием «Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма».
Но проблема классификации субкультур и различий между подвидами готов отошла на дальний план – теперь подростки все активнее участвуют в уличных акциях националистического толка. Так, в ноябре 2013 года из 25 человек, доставленных в отделы полиции Красногвардейского района после "Русского марша", 14 оказались несовершеннолетними.
О том, что современные подростки гораздо взрослее, чем кажутся на первый взгляд, говорят и законотворцы. Так, депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Олег Михеев предложил ввести уголовную ответственность для детей, достигших четырнадцатилетнего возраста, за жестокое обращение с животными. В пояснительной записке парламентарий отмечает, что в этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что убивать и мучить животных – плохо, и вполне могут оценить негативные последствия, наступающие при привлечении к уголовной ответственности. Правда, колония за истязание животных никому не грозит – это преступление карается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», уверены, что за профилактику экстремизма взялись не с того конца.
«Пока я вижу больше негативного в этом нововведении, - говорит заместитель председателя комиссии по образованию и науке петербургского парламента Владимир Дмитриев. - Любой педагог скажет: чем больше школьникам говоришь о чем-то, тем скорее 15, а то и 20% детей после таких разговоров захочет попробовать то, о чем рассказал учитель. Да, такова реакция властей на трагедию в Волгограде, но почему мы опять бьем по хвостам? Мы не сегодня столкнулись с проблемой терроризма, а системной деятельности как не было, так и нет». Депутат уверен, что для профилактики нужно отвлечь молодежь от улицы. «Должно работать как можно больше интересных кружков, - говорит Дмитриев. - Чтобы выбор был у детей».
Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов считает, что профилактика терроризма в школе - дело совершенно правильное. «Основные предпосылки к терроризму закладываются как раз в школе, и в основе терроризма лежат, прежде всего, культурные основания, - говорит Вячеслав Игрунов. - Но дело в том, что правительство начинает с того конца, который ближе всего ему – с сыскной деятельности и тотального контроля населения. А это вряд ли может быть очень эффективно. Да, молодежные банды – распространенное явление, и было время, когда они наводили ужас на кварталы крупных городов. Такой контроль необходим, но он вторичен. Есть основания предполагать, что подобного рода сбор сведений может превратиться в тотальный контроль за детьми и родителями. И это ничего хорошего обществу не принесет – только увеличит подозрительность». Эксперт подчеркнул, что правильный подход – давать детям нормальное гуманистическое образование и воспитание. «Но реформа нашей школы идет в обратном направлении», - говорит Игрунов.
Депутат петербургского парламента, заместитель председателя комиссии по образованию и науке Марина Шишкина уверена, что новая инициатива правительства – борьба со следствием, а не с причиной. «И так везде: с пьянством боремся, ограничивая часы продажи алкоголя, золотые медали отменяем, потому что их слишком много выдается, - говорит депутат. - Идет какая-то игра, все в нее играют, чтобы сделать вид, что ведется какая-то деятельность. Профилактика путем накопления информации в «портфолио» - еще один источник сбора данных о человеке, что в общем-то неправильно. Так же, как тестирование школьников на употребление наркотиков вместо борьбы с наркоторговцами. Кроме того, возникает вопрос, кто будет осуществлять эту профилактику? Учителя? Учитывая, что они постоянно находятся под дамокловым мечом договора, к выполнению этой задачи они, скорее всего, отнесутся формально. Я никогда не поверю, что в школьной среде можно выявить какой-то терроризм. Он зарождается по-другому, от образа жизни».
Директор одной из петербургских школ (пожелавший не раскрывать свое имя), в свою очередь, отмечает, что подробные разговоры с детьми на тему терроризма или национализма могут привести к обострению интереса к этим вопросам. «У детей нет явной склонности к терроризму, если их не провоцировать к этому и не подстрекать, - говорит собеседник «Фонтанки». - И если постоянно говорить, что терроризм – это плохо, то вскоре окажется, что запретный плод сладок. Профилактика должна быть, но незаметная, ненавязчивая и не через обсуждение терроризма». Директор напомнила, что незадолго до ноябрьских уличных акций в минувшем году в районной администрации собирали руководство школ и просили предупреждать детей, чтобы они не участвовали в несанкционированных уличных акциях. «Но у нас мудрая администрация района и «указилок» сверху нам удается избегать, - говорит эксперт. - Когда мы активно боролись за толерантность, дети стали агрессивнее в национальных вопросах. Не надо высоких фраз, надо просто воспитывать детей в добре и в атмосфере благожелательного отношения друг к другу».