edu1565 33Учебные предметы, обязательные для изучения ступени старшей школы:

Русский язык, Литература, Английский язык, Немецкий или Французский языки, Математика, История, Обществознание, Право, МХК, Экономика, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие, География, ОБЖ.

По этим предметам проводится обязательная итоговая аттестация выпускников этой ступени или обязательная оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.

1. С 2009/10 учебного года на базе  открыта городская экспериментальная площадка "Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам", гимназия №1565 «Свиблово» является городским ресурсным центром по данной площадке.

Научные руководители ГЭП:

Семенов А.Л. - академик РАН, доктор физико-математических наук, ректор МИОО,

Грабовский А.И. - директор ГОУ гимназии №1565 «Свиблово», кандидат социологических наук (специальность: «Социология управления образованием»), доцент, докторант МГПУ.


Целью эксперимента для гимназистов является личностное совершенствование процесса образования благодаря выбору предметов и видов деятельности, для родителей - создание наиболее благоприятных условий для развития своих детей, максимально используя потенциал образовательной программы гимназии, для педагогического коллектива гимназии - создание наиболее благоприятных условий для развития гимназистов при помощи оптимизации учебной нагрузки, для администрации гимназии - совершенствование системного подхода в организации образовательного процесса.


На 2010/11 учебный год определены следующие направления экспериментальной работы: анализ учебно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов; перестройка организационных форм обучения в 8-9-10-11 классах; внедрение и совершенствование новых технологий индивидуально-группового обучения, в т.ч. информационно-коммуникативных; поиски перспектив образования современной школьной молодежи.


Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности гимназиста, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на три года (9 – 11 классы).


Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы привел к осознанию идеи о том, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения гимназиста в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению гимназистом образовательных результатов, разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи гимназисту.


Данный подход считается частной моделью профильного обучения и в соответствии с Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13 финансируется и организовывается в рамках введения в образовательном учреждении профильного обучения1.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений (углубление, расширение) и профилей образования. Каждый гимназист вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов и курсов (профильных, углубленных, расширенных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому гимназисту формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.


Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может включать все, или почти все компоненты образовательной программы гимназии: 1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся); 2) цель образовательной программы (определяет обучающийся); 3) индивидуальный учебный план /количество часов изучаемых дисциплин/ (определяет обучающийся); 4) характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями); 5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляют педагоги); 6) описание системы изучения предметных и элективных дисциплин, систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося /индивидуальный образовательный маршрут/ (составляют педагоги и обучающийся); 7) процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги); 8) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся); 9) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).


Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в гимназии. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.


Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я сам выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я сам составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я сам определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».


Переход гимназии на работу по индивидуальным учебным планам предполагает особые формы и методы взаимодействия обучающих и обучающихся.

Наиболее перспективными формами организации учебного процесса являются преподавание (классно-урочное, предметно-групповое), консультирование (экспертное, процессное и проектное), классно-групповое тьюторство и системное модерирование.

В практике консультирования применяются несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении гимназистами выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ гимназистов. Процессное консультирование необходимо при обучении гимназистов по индивидуальным образовательным программам.

Под классно-групповым тьюторством в нашей гимназии (сравните с понятием классное руководство!) мы понимаем как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой гимназистов, так и форму воспитательной работы. В основу тьюторства положены индивидуальный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса. Поскольку в гимназии №1565 «Свиблово» большое внимание (!) уделяется учебной деятельности

для гимназистов - по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации (в том числе совместная творческая работа с педагогическим коллективом гимназии),

для учителей – организация образовательного процесса в гимназии (в том числе самообразование, самоподготовка и повышение квалификации, то есть учитель также становится объектом данного эксперимента),

то роль классного руководителя в данном эксперименте сводится к классно-групповому тьюторству. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности. Задачи педагога-тьютора разнообразны: помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы, отслеживание хода учебы гимназиста, организация обратной связи по выполненным заданиям, проведение групповых тьюториалов; поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего изучения предмета, предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций. Главная цель педагога-тьютора в такой модели обучения – научить учиться. В гимназии №1565 «Свиблово» каждой группой (а их количество и состав определяются после выбора гимназистами своих образовательных маршрутов) руководит педагог-тьютор, назначенный приказом директора гимназии. Реально институт классного руководства при этом прекращает своё существование, хотя формально продолжает свое существование.

Системное модерирование в гимназии №1565 «Свиблово» – это организация деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей гимназистов. В основе системного модерирования лежит использование специальных образовательных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Системное модерирование в гимназии нацелено на организацию раскрытия внутреннего потенциала гимназиста, при помощи системной организации помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения как обучающегося, так и преподавателя гимназии. Системный модератор, являясь заместителем директора гимназии (в должности заместителя директора по воспитательной работе), выстраивает систему учебной деятельности гимназистов и определяет методы работы педагогического коллектива, побуждающие обучающихся к деятельности и активизирующие их; организовывает работу педагогов-тьюторов по организации педагогического сопровождения, выявлению существующих у гимназистов проблем и ожиданий; организовывает процесс участия в дискуссии; устанавливает климат товарищеского сотрудничества. Системный модератор гимназии выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися и педагогическим коллективом гимназии.

Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося.

Помочь каждому гимназисту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.

2. Особенности изучения отдельных предметов в старшей школе

В соответствии с Московским базисным учебным планом для 10-11 классов учебный план гимназии реализует модель базового, профильного и углубленного обучения Федерального базисного учебного плана.


В предмете «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»; возможно интегративное изучение отдельных разделов «Информатики и ИКТ».


В предмете «История» выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Ведется раздельная аттестация по указанным предметам.


Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». В рамках предмета «Химия» интегративно изучаются отдельные темы предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие».

«География», «Обществознание», «Экономика», «Право» изучаются отдельными предметами.


В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, при этом не учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов.

В 10 классах учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов являются обязательными.


При изучении учебного предмета «Искусство» широко используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа. Это служит формой разгрузки обучающихся, в частности, в экспериментальной работе по индивидуальному мониторингу здоровья и оптимизации учебных нагрузок.


Вопросы предмета «Технология» в старшей школе предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного обучающимся профиля. С введением в гимназии ИУПов изучение этого предмета введено как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем. Предмет «Информатика и ИКТ» полностью интегрирован в «Технологию».


Предусматривается деление класса на группы при проведении занятий по профильным предметам (литературе, русскому языку, истории, обществознанию, математике, физике, химии, биологии и другим по выбору учащихся) на практические и семинарские занятия, защиту творческих работ и в связи с делением классов на несколько профилей (на основании приказа Министерства Образования РФ № 1312 от 9.03.2004г., Федерального Закона «Об образовании», который указывает, что «… Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам <…>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст.50); концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая исходит из многообразия форм его реализации; наряду с созданием профильных классов, создание профильных групп на основе примерных учебных планов профилей, предоставляющее обучающемуся право освоения образовательных программ на основе индивидуальной образовательной траектории; устава гимназии, регламентирующего индивидуальную образовательную траекторию обучающегося).

Совокупность базовых, профильных и углубленных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального, московского и гимназического компонентов базисного учебного плана (ПРИЛОЖЕНИЯ 2, 2.1., 2.2.).

Ноябрь 05, 2015

Как быстро выучить иностранный язык

Во время изучения иностранного языка каждый из нас стремится сделать это как можно быстрее. И это нормально. Ведь всем не терпится начать использовать свои знания на практике. Однако, нужно понимать,чтобы начать использовать иностранный язык в жизни, нужно…
edu1565 25
Декабрь 06, 2011

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ

Бондаренко Л.В.- организация хозяйственных и санитарных мероприятий, работа с внешними организациями, обеспечивающими функционирование зданий и сооружений.
Июнь 05, 2016

Курсы польского языка в Киеве

Среди множества языков, курсы которых предлагаются в Киеве, в последнее время все большую…
дизель сервис
Окт 24, 2016

Дизель сервис от компании dizelservic.ru

Пока ученые всего мира бьются над созданием вечного двигателя, автолюбителям время от…
edu1565 32
Янв 12, 2014

Профилактика экстремизма начнется со школы

Правительство РФ опубликовало постановление, которое вносит изменения в положение о…
Сен 03, 2015

Особенности получения высшего образования в Ирландии

Приходится признать, что принцип преемственности в образовательной практике актуален для…