- Подробности
Учебные предметы, обязательные для изучения в гимназии №1565 «Свиблово» на ступени основной школы:
Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский, немецкий или французский), Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание, География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка.
По этим предметам проводится обязательная итоговая аттестация выпускников этой ступени или обязательная оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.
1. В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным и Московским базисными учебными планами на изучение литературы в 5-8 классах выделено 2 часа, в 9 классе – 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция трех предметов: русского языка, литературы и ИКТ, в частности, используются ИКТ при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ и т. д. Модель «Школы информатизации» предполагает рецензирование и оценивание учителем русского языка текстов, которые учащиеся создают в различных предметах.
Учебный предмет «Русский язык» изучается в гимназии по программе, в которой придается значение задачам гимназического образования, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. На этот предмет в учебном плане отводится 6 часов в неделю в 5-6 классах, 4 часа в неделю в 7 классах, 3 часа в неделю в 8 классах, 2 часа в неделю 9 классах.
Учитывая парадигму гимназического образования, предмет «Русский язык» в 8-9 классах определяется профильно-гимназическим. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках русского языка на две группы.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «Русский язык» в объеме 34 ч. в год.
Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО (кафедра методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры) по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательный компонент «Литература» изучается в гимназии по «Программе литературного образования» (под редакцией А.И. Княжицкого), допущенной Департаментом общего среднего образования в качестве программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В программе одновременно учитываются требования линейного и концентрического принципов отбора и расположения литературного материала.
В средней (основной) школе предполагается существенно трансформированный по отношению к традиционному историко-литературный курс, поэтому данный курс в парадигме гимназического образования назван профильно-гимназическим и требует изучения в группах меньшей наполняемости. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках литературы на две подгруппы.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «Литература» в объеме 34 ч. в год.
2. Количество часов, выделяемых на изучение предмета «Иностранный язык», определяется моделью языковой подготовки, выбираемой гимназией. Специфика изучения предмета «Иностранный язык» в основной школе включает возможность выбора китайского языка как элективного.
Применение ИКТ, прежде всего – в модели «Школы информатизации» позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных учебных предметах.
Гуманитаризация образования в гимназии обеспечивается как расширением и углублением программ базовых общеобразовательных областей знаний, так и изучением иностранных языков (не менее двух: первый – английский язык /5 час. в неделю в 5-9кл./, второй язык – немецкий или французский /2ч. в неделю в 5-9кл/).
Учитывая парадигму гимназического образования, предмет «Английский язык» (первый европейский язык) и немецкий или французский языки (второй европейский язык) в 5-9 классах определяются гимназическими. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 5-9 классов на уроках первого европейского (английского) языка на три группы, а на уроках второго европейского (французского или немецкого) языка на две подгруппы.
3. Увеличение учебных часов образовательной области «Математика» является результатом включения содержательных разделов «Теория вероятностей, статистика и информатика (алгоритмика)». Таким образом, содержание курса математики, с одной стороны, расширилось фундаментальными вопросами теории вероятности и теории алгоритмов, другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. Планируемый на изучение этих разделов объем учебного времени составляет (в основной школе) 102 часа (3 года по 34 часа).
Учебные предметы (Математика /5-6кл./, алгебра /7-9кл./, геометрия /7-9кл./) образовательной области «Математика» как универсальные «языки-ключи» конструирования являются в 5-9 классах в гимназии №1565 «Свиблово» гимназическими (гуманитарными) дисциплинами.
В курсе математики в гимназии отдается предпочтение на принципиальные вопросы и основные факты, акцент делается на преобладание понимания над запоминанием. При выборе метода изложения материала отдается предпочтение рассуждениям, основанным на непосредственном использовании определений и известных теорем без привлечения дополнительных конструкций, выбираются те методы и те доказательства, которые допускают дальнейшее обобщение. В связи с этим центральное звено учебного процесса в гимназии – усвоение знаний через активизацию системы изучения приемов и методов решения разнообразных задач. В системе упражнений выделены такие задания, при выполнении которых формируется гимназическое образование – учащиеся учатся подмечать определенную закономерность, высказывать гипотезу, конструировать приемы, самостоятельно вести поисковую деятельность. Данные установки успешно выполняются благодаря использованию на уроках таких учебных пособий как «Геометрия» (авторы А.П. Киселев, Н.А. Рыбкин), «Алгебра» (автор А.П. Киселев), «Сборник задач по математике для поступающих во втузы» (автор М.И. Сканави), «Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия» (авторы Брагин В.Г., Грабовский А.И.).
Учитывая парадигму гимназического образования, учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках математики на две группы и также предусматривает деление 5-7 классов на две группы, используя часы школьного компонента.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Математика» в объеме 34 ч. в год;
4. Образовательная область «История и обществознание» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География», и включает в себя содержательные разделы: «Москвоведение», «ОБЖ». Объем изучения предмета «История» составляет 340 часов (5 лет по 2 часа в неделю), предмета «Обществознание» — 136 часов (4 года по 1 часу в неделю).
Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательные компоненты «История», «Обществознание», «ОБЖ», «География», «Москвоведение» изучаются в гимназии по учебникам и учебным пособиям с одной стороны, соответствующим содержанию действующих государственных программ, а с другой - ориентированным на повышение общекультурного уровня учащихся и способствующим расширению кругозора. При этом материал, изучаемый по этим дисциплинам, сориентирован на возросший уровень знаний, психологические возможности и мыслительные способности гимназистов. Образовательные компоненты «История» в гимназии являются гимназическими и требуют изучения в группах меньшей наполняемости, предназначенных для формирования познавательных интересов и активизации творческой деятельности гимназистов. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 5-9 классов на уроках истории и обществознания на две группы.
Программа по «Истории» предусматривает выделение на интегрированное изучение предметных дисциплин Истории, Москвоведения, ОБЖ, ИКТ в 5-9 классах по 2часа в неделю.
Программа по «Обществознанию» предусматривает выделение на изучение предмета в 6-9 классах по 1 часу в неделю.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильные курсы «История» или «Обществознание» в объеме по 34 ч. в год;
- Программа «Экономическая география» предусматривает выделение на изучение предмета в 9 классе – 2 часа в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «География» в объеме 34 ч. в год;
5. Учебный предмет «Природоведение» (является обязательным для изучения в основной школе) (5 класс) включает содержательные разделы: «Москвоведение», «ОБЖ». Интеграция ИКТ в его преподавание проводится в соответствии с федеральной примерной программой по Природоведению. Объемы изучения в основной школе для предметов образовательной области «Естествознание» составляют: «Биология» — 238 часов (7 недельных часов за 5 лет), «Физика» — 204 часа (6 недельных часов за 5 лет), «Химия» — 136 часов (4 недельных часа за 5 лет).
Суммарный объем изучения предмета «География» в основной школе в рамках областей «История и обществознание» и «Естествознание» составляет 238 часов (7 недельных часов за 5 лет).
Учебные предметы «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая география» изучаются в гимназии по программам, обеспечивающим ориентацию образования не только на усвоение гимназистом определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей:
Программа по «Природоведению» предусматривает выделение на изучение предмета «Природоведение» в 5 классах: 2ч. в неделю. Программа построена на взаимопроникновении идей и методов различных естественных наук, позволяет сформировать у учащихся 5 классов целостное представление о природе, так как раскрывает во взаимосвязи сведения из биологии, физики, химии, географии, астрономии, ОБЖ, москвоведения и ИКТ, которые затем получат развитие в систематических курсах этих предметов.
Программа по «Физике» предусматривает выделение на изучение физики в 7-9 классах 2ч. в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбирать предпрофильный электив «Физика» в объеме 34 ч. в год;
Программа по «Химии» предусматривает выделение на изучение химии в 8-9 классах 2ч. в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Химия» в объеме 34 ч. в год;
Содержание предмета «Биология» в гимназии соответствует программе курса биологии базового уровня, утвержденной Министерством образования и науки РФ, которая предусматривает выделение на изучение предмета в 6 классе – 1 час в неделю, в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю. В 2010/2011 учебном году гимназия продолжает работу по учебным комплексам «Сферы»: «Биология-6», «Биология-7» в экспериментальном режиме совместно с издательством «Просвещение», комплекс допущен и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Биология» в объеме 34 ч. в год;
Содержание предмета «Физическая география» в гимназии соответствует программе курса физической географии базового уровня, утвержденной Министерством образования и науки РФ, которая предусматривает выделение на изучение предмета в 6 классе – 1 час в неделю, в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю. В 2010/2011 учебном году гимназия продолжает работу по учебным комплексам «Сферы»: «География-6», «География-7», «География-8» в экспериментальном режиме совместно с издательством «Просвещение», комплекс допущен и рекомендован Министерством образования и науки РФ.
6. Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО (кафедра методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры) по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательный компонент «МХК» изучается в гимназии по Программе «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения» (под редакцией А.И. Княжицкого), допущенной Департаментом общего среднего образования в качестве программы по МХК для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В программе одновременно учитываются требования линейного и концентрического принципов отбора и расположения как литературного материала, так и культурологического. Программа учитывает, что:
Минимальный объем изучения предмета «Изобразительное искусство» — 170 часов.
Минимальный объем изучения учебного предмета «Музыка» составляет 136 часов.
Образовательному учреждению предоставляется право организовать в рамках предметной области обучение по одному из предметов: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура».
В 7-9-ом классах рекомендуется включать вопросы музыкальной культуры в содержание предмета «Мировая художественная культура».
Поэтому в гимназии №1565 «Свиблово» отводится на изучение МХК в 7-9 классе 1 час в неделю, где также в содержании предмета рассматриваются вопросы музыкальной культуры (7 класс), изобразительного искусства (8 класс), что превышает минимальное количество часов, отводимых на предметную область «Искусство» в средней школе.
Так как в средней (основной) школе гимназии №1565 «Свиблово» предполагается существенно трансформированный курс по отношению к традиционному культурологическому курсу, поэтому данный курс в парадигме гимназического образования назван гимназическим и требует изучения в группах меньшей наполняемости. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 6-9 классов на уроках МХК на две подгруппы.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «МХК» в объеме 34 ч. в год.
7. Образовательная область «Технология» изучается в 5-8 классах в несколько большем объеме, чем это предусмотрено федеральным базисным учебным планом и состоит из интеграции:
образовательных компонентов: «Информатика и ИКТ» и «Материальные технологии», при этом классы делятся на две группы.
в 5-8 классах в рамках предмета «Технология» проводится работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся:
в 5-6 классах — путем интеграции профориентационной проблематики в содержание предмета «Технология» с учебной нагрузкой не менее 12 часов в год;
в 7-8 классах — за счет включения модуля «Моя профессиональная карьера» в содержание предмета «Технология» с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в год.
В 9-ом классе в рамках компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка обучающихся (2 часа в неделю), в том числе за счет введения 18-часового элективного курса «Профессиональное самоопределение».
предмет «Информатика и ИКТ» изучается как отдельный предмет с объемом 136 часов (минимальное количество по Московскому учебному плану) + 34 часа (5 недельных часа за 5 лет) с использование часов, отведенных в Московском базисном учебном плане на «Технологию» и компонента образовательного учреждения.
На уроках образовательной области «Технология» используется современная материально-техническая база: новейшее компьютерное оборудование (2 кабинета), наборы для конструирования «ЛЕГО», ноутбуки.
Количество часов образовательной области «Технология» полностью соответствует государственной программе (по 2 часа в неделю в 5-9 классах).
8. Образовательная область «Информатика и ИКТ» осваивается, как интегрировано с предметами других образовательных областей, (а при наличии условий в гимназии изучение осуществляется во всех учебных предметах), так и отдельным предметом в части образовательной области «Технология».
В связи с отсутствием условий для интегративного изучения на всех предметах, в гимназии №1565 «Свиблово» выделен 1 час в неделю для этих целей на совместную интегративную работу учителя-предметника и учителя ИКТ.
Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов выбирают предпрофильный курс «Информатика и ИКТ» в объеме 34 ч. в год.
9. Учебный предмет «ОБЖ» в 5-9 классах изучается на интегрированной основе за счет часов «Истории и обществознания», «Естествознания», «Физической культуры», «Технологии» и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ – не менее 136 часов.
В Московском базисном учебном плане в 9 классе рекомендуется организовать изучение предмета «ОБЖ» как самостоятельного с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Однако, «…это всего лишь рекомендация, а не императивное предписание» (ответ юридического отдела МДО), и, учитывая, что ГОУ гимназия №1565 «Свиблово» работает в экспериментальном режиме ГЭП по теме: «Витагенное образование», вопросы предмета ОБЖ в 9 классе также рассматриваются в интеграции предметов, определенных условиями концепции этой экспериментальной площадки.
10. Экологическое образование осуществляется за счет экологизации базовых предметов.
11. Таким образом, распределяя базовый, региональный, Федеральный и гимназический компоненты, мы построили свой индивидуальный учебный план гимназии №1565 «Свиблово»:
- Подробности
Учебные предметы, обязательные для изучения ступени старшей школы:
Русский язык, Литература, Английский язык, Немецкий или Французский языки, Математика, История, Обществознание, Право, МХК, Экономика, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие, География, ОБЖ.
По этим предметам проводится обязательная итоговая аттестация выпускников этой ступени или обязательная оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.
1. С 2009/10 учебного года на базе открыта городская экспериментальная площадка "Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам", гимназия №1565 «Свиблово» является городским ресурсным центром по данной площадке.
Научные руководители ГЭП:
Семенов А.Л. - академик РАН, доктор физико-математических наук, ректор МИОО,
Грабовский А.И. - директор ГОУ гимназии №1565 «Свиблово», кандидат социологических наук (специальность: «Социология управления образованием»), доцент, докторант МГПУ.
Целью эксперимента для гимназистов является личностное совершенствование процесса образования благодаря выбору предметов и видов деятельности, для родителей - создание наиболее благоприятных условий для развития своих детей, максимально используя потенциал образовательной программы гимназии, для педагогического коллектива гимназии - создание наиболее благоприятных условий для развития гимназистов при помощи оптимизации учебной нагрузки, для администрации гимназии - совершенствование системного подхода в организации образовательного процесса.
На 2010/11 учебный год определены следующие направления экспериментальной работы: анализ учебно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов; перестройка организационных форм обучения в 8-9-10-11 классах; внедрение и совершенствование новых технологий индивидуально-группового обучения, в т.ч. информационно-коммуникативных; поиски перспектив образования современной школьной молодежи.
Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности гимназиста, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на три года (9 – 11 классы).
Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы привел к осознанию идеи о том, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения гимназиста в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению гимназистом образовательных результатов, разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи гимназисту.
Данный подход считается частной моделью профильного обучения и в соответствии с Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13 финансируется и организовывается в рамках введения в образовательном учреждении профильного обучения1.
Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений (углубление, расширение) и профилей образования. Каждый гимназист вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов и курсов (профильных, углубленных, расширенных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому гимназисту формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.
Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальная образовательная программа может включать все, или почти все компоненты образовательной программы гимназии: 1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся); 2) цель образовательной программы (определяет обучающийся); 3) индивидуальный учебный план /количество часов изучаемых дисциплин/ (определяет обучающийся); 4) характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями); 5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляют педагоги); 6) описание системы изучения предметных и элективных дисциплин, систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося /индивидуальный образовательный маршрут/ (составляют педагоги и обучающийся); 7) процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги); 8) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся); 9) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).
Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в гимназии. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я сам выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я сам составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я сам определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Переход гимназии на работу по индивидуальным учебным планам предполагает особые формы и методы взаимодействия обучающих и обучающихся.
Наиболее перспективными формами организации учебного процесса являются преподавание (классно-урочное, предметно-групповое), консультирование (экспертное, процессное и проектное), классно-групповое тьюторство и системное модерирование.
В практике консультирования применяются несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении гимназистами выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ гимназистов. Процессное консультирование необходимо при обучении гимназистов по индивидуальным образовательным программам.
Под классно-групповым тьюторством в нашей гимназии (сравните с понятием классное руководство!) мы понимаем как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой гимназистов, так и форму воспитательной работы. В основу тьюторства положены индивидуальный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса. Поскольку в гимназии №1565 «Свиблово» большое внимание (!) уделяется учебной деятельности
для гимназистов - по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации (в том числе совместная творческая работа с педагогическим коллективом гимназии),
для учителей – организация образовательного процесса в гимназии (в том числе самообразование, самоподготовка и повышение квалификации, то есть учитель также становится объектом данного эксперимента),
то роль классного руководителя в данном эксперименте сводится к классно-групповому тьюторству. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности. Задачи педагога-тьютора разнообразны: помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы, отслеживание хода учебы гимназиста, организация обратной связи по выполненным заданиям, проведение групповых тьюториалов; поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего изучения предмета, предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций. Главная цель педагога-тьютора в такой модели обучения – научить учиться. В гимназии №1565 «Свиблово» каждой группой (а их количество и состав определяются после выбора гимназистами своих образовательных маршрутов) руководит педагог-тьютор, назначенный приказом директора гимназии. Реально институт классного руководства при этом прекращает своё существование, хотя формально продолжает свое существование.
Системное модерирование в гимназии №1565 «Свиблово» – это организация деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей гимназистов. В основе системного модерирования лежит использование специальных образовательных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Системное модерирование в гимназии нацелено на организацию раскрытия внутреннего потенциала гимназиста, при помощи системной организации помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения как обучающегося, так и преподавателя гимназии. Системный модератор, являясь заместителем директора гимназии (в должности заместителя директора по воспитательной работе), выстраивает систему учебной деятельности гимназистов и определяет методы работы педагогического коллектива, побуждающие обучающихся к деятельности и активизирующие их; организовывает работу педагогов-тьюторов по организации педагогического сопровождения, выявлению существующих у гимназистов проблем и ожиданий; организовывает процесс участия в дискуссии; устанавливает климат товарищеского сотрудничества. Системный модератор гимназии выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися и педагогическим коллективом гимназии.
Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося.
Помочь каждому гимназисту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.
2. Особенности изучения отдельных предметов в старшей школе
В соответствии с Московским базисным учебным планом для 10-11 классов учебный план гимназии реализует модель базового, профильного и углубленного обучения Федерального базисного учебного плана.
В предмете «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»; возможно интегративное изучение отдельных разделов «Информатики и ИКТ».
В предмете «История» выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Ведется раздельная аттестация по указанным предметам.
Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». В рамках предмета «Химия» интегративно изучаются отдельные темы предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие».
«География», «Обществознание», «Экономика», «Право» изучаются отдельными предметами.
В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, при этом не учитывается проведение учебных сборов для обучающихся 10-х классов.
В 10 классах учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов являются обязательными.
При изучении учебного предмета «Искусство» широко используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа. Это служит формой разгрузки обучающихся, в частности, в экспериментальной работе по индивидуальному мониторингу здоровья и оптимизации учебных нагрузок.
Вопросы предмета «Технология» в старшей школе предполагает высокую степень вариативности в зависимости от выбранного обучающимся профиля. С введением в гимназии ИУПов изучение этого предмета введено как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем. Предмет «Информатика и ИКТ» полностью интегрирован в «Технологию».
Предусматривается деление класса на группы при проведении занятий по профильным предметам (литературе, русскому языку, истории, обществознанию, математике, физике, химии, биологии и другим по выбору учащихся) на практические и семинарские занятия, защиту творческих работ и в связи с делением классов на несколько профилей (на основании приказа Министерства Образования РФ № 1312 от 9.03.2004г., Федерального Закона «Об образовании», который указывает, что «… Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам <…>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст.50); концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая исходит из многообразия форм его реализации; наряду с созданием профильных классов, создание профильных групп на основе примерных учебных планов профилей, предоставляющее обучающемуся право освоения образовательных программ на основе индивидуальной образовательной траектории; устава гимназии, регламентирующего индивидуальную образовательную траекторию обучающегося).
Совокупность базовых, профильных и углубленных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального, московского и гимназического компонентов базисного учебного плана (ПРИЛОЖЕНИЯ 2, 2.1., 2.2.).
- Подробности
У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н (основное общее образование)
Образоват.
Предметы,
Предметы, которые изучаются интегративно
Классы
Всего на II ступень (по одному классу в параллели)
области
включаемые
базисного
в расписание
учебного
в рамках
5 кл.
6 кл.
7кл.
8 кл.
9 кл.
плана
образ. области
Русский язык и литература
Русский язык
6
6
4
3
2
21
Литература
2
2
2
2
3
11
Иностранный язык
Английский язык
5
5
5
5
5
25
Нем.язык/Франц язык
2
2
2
2
2
10
Математика
Математика
Теор.вероятн., статистика и информатика (алгоритмика)
5
5
10
Алгебра
4
4
4
12
Геометрия
2
2
2
6
Естествозна-ние
Природоведение
ОБЖ
2
2
Биология
1
2
2
2
7
Физ.география
1
2
2
5
Физика
2
2
2
6
Химия
2
2
4
Социальные науки
История
Москвоведение, ОБЖ, Основы религии и права
2
2
2
2
2
10
Обществознание
1
1
1
1
4
Экон.география
2
2
Физкультура
Физкультура
2
2
2
2
2
10
ОБЖ
Искусство
ИЗО
1
1
1
3
Музыка
1
1
2
МХК
1
1
1
1
1
5
Технология
Информатика и ИКТ
Матер. технологии, ОБЖ
1
1
1
1
1
5
Матер. технологии
1
1
1
1
4
- Подробности
Особенности учебного плана индивидуально-групповых занятий, дополнительного образования, научных обществ, других объединений, лекций в (см.: ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
1. Учебный план учитывает, что гимназии выделено 26 часов из школьного компонента на индивидуально-групповые занятия гимназистов (предметно-ориентированные индивидуально-групповые курсы для 5-6, 8 классов (на 30 человек по 1-2 человека в группе).
2. Учебный план учитывает, что гимназии выделено 2,5 ставки (45 часов) на научные объединения и дополнительное образование. Учебный план научных объединений (объединения проектно-исследовательской деятельности по 5 человек в группе, научные секции МАГи – Малой академии гимназии, предметно-прикладные элективы по 8 человек в группе) и дополнительного образования ( группы по 15 человек) строится исходя из положения образовательной программы гимназии о создании организационно - педагогических условий для удовлетворения и развития потребностно-мотивационной сферы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Данный подход предусматривает создание широкой сети дополнительных занятий:
обеспечивающий индивидуализацию образовательного пути учащихся на основе свободного выбора учащимися содержания и уровня деятельности и не ограничивающихся рамками традиционных форм педагогического процесса;
расширяющий поле областей и видов деятельности;
способствующий развитию индивидуальных особенностей и творческих способностей личности; профессиональному самоопределению учащихся и реализации их жизненных планов;
создающий особый спектр отношений ребенка и взрослого; культурно и эмоционально насыщенной среды, способствующей воспитанию позитивных качеств личности.
«Успех для всех» - главный принцип работы структурного подразделения дополнительного образования. Здесь «по лестнице успеха» поднимается каждый.
3.Учебный план научных обществ и других объединений, дополнительного образования (см.: Приложение 3), учитывая организационно - педагогические, материально-технические и кадровые возможности гимназии, включает следующие блоки:
1.Научно-гимназические курсы, работающие по программам научных секций МАГи (малой академии гимназии), и программам проектно-исследовательской деятельности гимназистов;
2.Предметно-прикладные курсы, работающие по гимназическим направлениям в соответствии с методической темой гимназии («Человек в культуре: основа становления мировоззрения»):
«Человек и научно-технический прогресс» (научно-техническая направленность дополнительного образования);
«Человек и искусство» (художественно-эстетическая направленность дополнительного образования);
«Человек и спортивное развитие» (физкультурно-спортивная направленность дополнительного образования).
Содержание данных блоков и учебных курсов, входящий в их состав, требует особенных условий для их организации. Специфика данных курсов заключается: в сложности используемых технологий и обеспечение требований охраны труда (новейшее компьютерное оборудование, оргтехника); необходимостью организации занятий с учащимися с различной степенью мотивации и уровнем деятельности; необходимостью индивидуализации образовательного пути учащихся.
В связи с этим в каждом блоке предусматривается организация и проведение групповых и подгрупповых занятий, как с одаренными учащимися гимназии, так и для всех желающих.
- Подробности
Предпроф. подготовка
Занятия по выбору учащегося 6-дн
Итого, аудиторная нагрузка учащихся 6-дн
31
32
34
34
35
Допустимая аудиторная нагрузка, 6-дн
31
32
34
35
35
Часы школьного компонента
2
2
2
3
2
11
Итого, к финансированию
33
34
36
37
37
177
Рекомендуемый объем домашних заданий, час/день
2,5
2,5
3
3
3
Часы на интеграцию ИКТ с другим предметом
1 час х 1класс в параллели = 5 час. (всего на II ступень -10час.)
5
Класс
Русский язык
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
2
3
-
11
1
3
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Литература
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
3
5
-
11
3
5
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Первый иностранный язык
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
6
5
11
6
5
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Второй иностранный язык
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
2
-
-
11
2
-
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Алгебра и начала анализа
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
3
4
-
11
3
4
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Геометрия
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
2
-
-
11
2
-
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
История
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
2
4
-
11
3
4
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Обществознание (не включая экономику и право)
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
1
4
-
11
1
4
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Экономика
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
1
1
4
-
СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Право
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
1
4
-
(для уч-ся 2011/2012 года выпуска)
11
1
4
-
(для уч-ся 2010/2011 года выпуска)
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Биология
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
-
4
-
(для уч-ся 2011/2012 года выпуска)
11
-
4
-
(для уч-ся 2010/2011 года выпуска)
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:________________
Класс
Физика
Базовый уровень
Профильный уровень
Углубленный уровень
10
2
5
-
11
2
5
-
«СОГЛАСОВАНО» :
Методист:___________