Самоопределение. Как правильно выбрать вуз?
Наталья Грэйс
Однажды в автобусе я услышала разговор двух девушек. Они только что окончили вуз и вычисляли – сколько им осталось до пенсии?
Самый ресурсный возраст человека – с 14 лет до 21 года. Это золотой век молодости. На футболке одной моей знакомой написано акриловыми красками: «Нет ничего дороже молодости».
Та база, которую вы заложите в старших классах школы и в вузе, станет плацдармом для вашего жизненного успеха. Или наоборот – подготовкой к долгому прозябанию.
Как же правильно выбрать вуз?
На самом деле, есть только два способа постановки целей. И только два способа их достижения.
Способ первый: «Вот окончу школу, сдам ЕГЭ, посмотрю, сколько у меня баллов, тогда и пойду туда, куда возьмут».
Этот способ предполагает пассивное ожидание, или дрейф по течению. «Надейся и жди». Цель не ставится вообще. Активные действия не нужны. Просто посещай дополнительные занятия в школе или подготовительные курсы, а там что-нибудь да получится. Или выноси мозг репетитору. Пусть он ночами думает, как же тебя заинтересовать учебой? Как замотивировать на выполнение домашних заданий? Он за это деньги получает!
В итоге – 45 баллов на ЕГЭ (вместо возможных 90), поступление куда попало и недоумение на последнем курсе: ну вот, учился-учился, а что дальше?
Способ второй: «Я знаю, чего я хочу. Знаю, кем быть, куда поступать и сколько баллов мне для этого надо. Я буду готовиться и поступлю».
Только второй способ может привести к высокому результату. Если ваша цель – поступить в медицинский, вам надо сдать химию, биологию и русский на 90 баллов. Другого пути нет.
Не секрет, что неудачник идет всегда по пути минимального сопротивления. Он довольствуется скромными целями, подгоняя их под уже сформированный ресурс.
То есть под ресурс, над которым не надо работать. Который не надо улучшать
Что в результате? Средний выбор, средние показатели в учебе, средний уровень выпускника. Средний специалист, серый специалист, непрофессионал, серая жизнь, малые деньги, малая востребованность и как результат – опять малые цели!
Порочный круг замыкается. Причина влияет на следствие, а следствие – на причину. Бумеранг возвращается, тюкая своего отправителя по затылку.
Жизнь одна, и какой смысл проживать ее серо, с ленцой?
«Целься в луну. Даже если промахнешься, то окажешься среди звезд», – говорила Мэри Кей, которую журнал Форбс назвал самой влиятельной женщиной 20 столетия.
Определим этапы правильной профориентации:
1. Пойми, чего ты хочешь, хотя бы примерно.
2. Получи разъяснения у специалиста. Это может быть подтверждение или опровержение твоих идей, потому что выбор часто бывает навязанным.
3. Выбери вуз. Узнай о нем как можно больше. Съезди на День открытых дверей и посмотри, где тебе предстоит учиться.
4. Составь список ЕГЭ, по которым будешь готовиться. Определи количество баллов
5. Цинично рассчитай объем материала в день, который необходимо осваивать, зубрить и решать. Посчитай материальные затраты на обучение. Сколько будут стоить занятия у репетитора?
Почему все эти пункты, а не только первый, я называю этапами профориентирования? Потому что профориентация — процесс цельный и многогранный. Бывает так, что на каком-то из этапов вам становятся тошнотворны те или иные предметы, и вы понимаете, что это не то, что вам нужно. Тогда необходимо возвращаться к пункту 2 и искать другого специалиста по профориентации. Их может быть два, три, четыре, десять. Ведь речь идет о вашем предназначении – ни много ни мало.
Если вас тошнит от зубрежки — это вовсе не значит, что вы неправильно определили предстоящую профессию. Вполне возможно, что вы просто лентяй, и вам нужно приучать себя к труду. Но бывает так, что поступив в Плехановский, вы уже на первой сессии осознаете, что попали не туда, и вам бы хотелось заниматься исключительно живописью или дизайном.