edu1565 04

Учебные предметы, обязательные для изучения в гимназии №1565 «Свиблово» на ступени основной школы:

Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский, немецкий или французский), Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание, География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка.

По этим предметам проводится обязательная итоговая аттестация выпускников этой ступени или обязательная оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.

1. В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным и Московским базисными учебными планами на изучение литературы в 5-8 классах выделено 2 часа, в 9 классе – 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция трех предметов: русского языка, литературы и ИКТ, в частности, используются ИКТ при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ и т. д. Модель «Школы информатизации» предполагает рецензирование и оценивание учителем русского языка текстов, которые учащиеся создают в различных предметах.

Учебный предмет «Русский язык» изучается в гимназии по программе, в которой придается значение задачам гимназического образования, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. На этот предмет в учебном плане отводится 6 часов в неделю в 5-6 классах, 4 часа в неделю в 7 классах, 3 часа в неделю в 8 классах, 2 часа в неделю 9 классах.

Учитывая парадигму гимназического образования, предмет «Русский язык» в 8-9 классах определяется профильно-гимназическим. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках русского языка на две группы.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «Русский язык» в объеме 34 ч. в год.

Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО (кафедра методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры) по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательный компонент «Литература» изучается в гимназии по «Программе литературного образования» (под редакцией А.И. Княжицкого), допущенной Департаментом общего среднего образования в качестве программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В программе одновременно учитываются требования линейного и концентрического принципов отбора и расположения литературного материала.

В средней (основной) школе предполагается существенно трансформированный по отношению к традиционному историко-литературный курс, поэтому данный курс в парадигме гимназического образования назван профильно-гимназическим и требует изучения в группах меньшей наполняемости. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках литературы на две подгруппы.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «Литература» в объеме 34 ч. в год.


2. Количество часов, выделяемых на изучение предмета «Иностранный язык», определяется моделью языковой подготовки, выбираемой гимназией. Специфика изучения предмета «Иностранный язык» в основной школе включает возможность выбора китайского языка как элективного.

Применение ИКТ, прежде всего – в модели «Школы информатизации» позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных учебных предметах.

Гуманитаризация образования в гимназии обеспечивается как расширением и углублением программ базовых общеобразовательных областей знаний, так и изучением иностранных языков (не менее двух: первый – английский язык /5 час. в неделю в 5-9кл./, второй язык – немецкий или французский /2ч. в неделю в 5-9кл/).

Учитывая парадигму гимназического образования, предмет «Английский язык» (первый европейский язык) и немецкий или французский языки (второй европейский язык) в 5-9 классах определяются гимназическими. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 5-9 классов на уроках первого европейского (английского) языка на три группы, а на уроках второго европейского (французского или немецкого) языка на две подгруппы.


3. Увеличение учебных часов образовательной области «Математика» является результатом включения содержательных разделов «Теория вероятностей, статистика и информатика (алгоритмика)». Таким образом, содержание курса математики, с одной стороны, расширилось фундаментальными вопросами теории вероятности и теории алгоритмов, другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. Планируемый на изучение этих разделов объем учебного времени составляет (в основной школе) 102 часа (3 года по 34 часа).

Учебные предметы (Математика /5-6кл./, алгебра /7-9кл./, геометрия /7-9кл./) образовательной области «Математика» как универсальные «языки-ключи» конструирования являются в 5-9 классах в гимназии №1565 «Свиблово» гимназическими (гуманитарными) дисциплинами.

В курсе математики в гимназии отдается предпочтение на принципиальные вопросы и основные факты, акцент делается на преобладание понимания над запоминанием. При выборе метода изложения материала отдается предпочтение рассуждениям, основанным на непосредственном использовании определений и известных теорем без привлечения дополнительных конструкций, выбираются те методы и те доказательства, которые допускают дальнейшее обобщение. В связи с этим центральное звено учебного процесса в гимназии – усвоение знаний через активизацию системы изучения приемов и методов решения разнообразных задач. В системе упражнений выделены такие задания, при выполнении которых формируется гимназическое образование – учащиеся учатся подмечать определенную закономерность, высказывать гипотезу, конструировать приемы, самостоятельно вести поисковую деятельность. Данные установки успешно выполняются благодаря использованию на уроках таких учебных пособий как «Геометрия» (авторы А.П. Киселев, Н.А. Рыбкин), «Алгебра» (автор А.П. Киселев), «Сборник задач по математике для поступающих во втузы» (автор М.И. Сканави), «Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. Алгебра. Геометрия» (авторы Брагин В.Г., Грабовский А.И.).

Учитывая парадигму гимназического образования, учебный план гимназии учитывает возможность деления 8-9 классов на уроках математики на две группы и также предусматривает деление 5-7 классов на две группы, используя часы школьного компонента.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Математика» в объеме 34 ч. в год;


4. Образовательная область «История и обществознание» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География», и включает в себя содержательные разделы: «Москвоведение», «ОБЖ». Объем изучения предмета «История» составляет 340 часов (5 лет по 2 часа в неделю), предмета «Обществознание» — 136 часов (4 года по 1 часу в неделю).

Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательные компоненты «История», «Обществознание», «ОБЖ», «География», «Москвоведение» изучаются в гимназии по учебникам и учебным пособиям с одной стороны, соответствующим содержанию действующих государственных программ, а с другой - ориентированным на повышение общекультурного уровня учащихся и способствующим расширению кругозора. При этом материал, изучаемый по этим дисциплинам, сориентирован на возросший уровень знаний, психологические возможности и мыслительные способности гимназистов. Образовательные компоненты «История» в гимназии являются гимназическими и требуют изучения в группах меньшей наполняемости, предназначенных для формирования познавательных интересов и активизации творческой деятельности гимназистов. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 5-9 классов на уроках истории и обществознания на две группы.

Программа по «Истории» предусматривает выделение на интегрированное изучение предметных дисциплин Истории, Москвоведения, ОБЖ, ИКТ в 5-9 классах по 2часа в неделю.

Программа по «Обществознанию» предусматривает выделение на изучение предмета в 6-9 классах по 1 часу в неделю.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильные курсы «История» или «Обществознание» в объеме по 34 ч. в год;

- Программа «Экономическая география» предусматривает выделение на изучение предмета в 9 классе – 2 часа в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «География» в объеме 34 ч. в год;


5. Учебный предмет «Природоведение» (является обязательным для изучения в основной школе) (5 класс) включает содержательные разделы: «Москвоведение», «ОБЖ». Интеграция ИКТ в его преподавание проводится в соответствии с федеральной примерной программой по Природоведению. Объемы изучения в основной школе для предметов образовательной области «Естествознание» составляют: «Биология» — 238 часов (7 недельных часов за 5 лет), «Физика» — 204 часа (6 недельных часов за 5 лет), «Химия» — 136 часов (4 недельных часа за 5 лет).

Суммарный объем изучения предмета «География» в основной школе в рамках областей «История и обществознание» и «Естествознание» составляет 238 часов (7 недельных часов за 5 лет).

Учебные предметы «Природоведение», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая география» изучаются в гимназии по программам, обеспечивающим ориентацию образования не только на усвоение гимназистом определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей:

Программа по «Природоведению» предусматривает выделение на изучение предмета «Природоведение» в 5 классах: 2ч. в неделю. Программа построена на взаимопроникновении идей и методов различных естественных наук, позволяет сформировать у учащихся 5 классов целостное представление о природе, так как раскрывает во взаимосвязи сведения из биологии, физики, химии, географии, астрономии, ОБЖ, москвоведения и ИКТ, которые затем получат развитие в систематических курсах этих предметов.

Программа по «Физике» предусматривает выделение на изучение физики в 7-9 классах 2ч. в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбирать предпрофильный электив «Физика» в объеме 34 ч. в год;

Программа по «Химии» предусматривает выделение на изучение химии в 8-9 классах 2ч. в неделю. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Химия» в объеме 34 ч. в год;

Содержание предмета «Биология» в гимназии соответствует программе курса биологии базового уровня, утвержденной Министерством образования и науки РФ, которая предусматривает выделение на изучение предмета в 6 классе – 1 час в неделю, в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю. В 2010/2011 учебном году гимназия продолжает работу по учебным комплексам «Сферы»: «Биология-6», «Биология-7» в экспериментальном режиме совместно с издательством «Просвещение», комплекс допущен и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный курс «Биология» в объеме 34 ч. в год;

Содержание предмета «Физическая география» в гимназии соответствует программе курса физической географии базового уровня, утвержденной Министерством образования и науки РФ, которая предусматривает выделение на изучение предмета в 6 классе – 1 час в неделю, в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю. В 2010/2011 учебном году гимназия продолжает работу по учебным комплексам «Сферы»: «География-6», «География-7», «География-8» в экспериментальном режиме совместно с издательством «Просвещение», комплекс допущен и рекомендован Министерством образования и науки РФ.


6. Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» с 01.09.2005 года работает в научно-экспериментальном режиме совместно с МИОО (кафедра методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры) по направлению гуманитарного цикла «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения», образовательный компонент «МХК» изучается в гимназии по Программе «Человек в культуре: основы формирования мировоззрения» (под редакцией А.И. Княжицкого), допущенной Департаментом общего среднего образования в качестве программы по МХК для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В программе одновременно учитываются требования линейного и концентрического принципов отбора и расположения как литературного материала, так и культурологического. Программа учитывает, что:

Минимальный объем изучения предмета «Изобразительное искусство» — 170 часов.

Минимальный объем изучения учебного предмета «Музыка» составляет 136 часов.

Образовательному учреждению предоставляется право организовать в рамках предметной области обучение по одному из предметов: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура».

В 7-9-ом классах рекомендуется включать вопросы музыкальной культуры в содержание предмета «Мировая художественная культура».

Поэтому в гимназии №1565 «Свиблово» отводится на изучение МХК в 7-9 классе 1 час в неделю, где также в содержании предмета рассматриваются вопросы музыкальной культуры (7 класс), изобразительного искусства (8 класс), что превышает минимальное количество часов, отводимых на предметную область «Искусство» в средней школе.

Так как в средней (основной) школе гимназии №1565 «Свиблово» предполагается существенно трансформированный курс по отношению к традиционному культурологическому курсу, поэтому данный курс в парадигме гимназического образования назван гимназическим и требует изучения в группах меньшей наполняемости. В связи с этим учебный план гимназии учитывает возможность деления 6-9 классов на уроках МХК на две подгруппы.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов могут выбрать предпрофильный электив «МХК» в объеме 34 ч. в год.


7. Образовательная область «Технология» изучается в 5-8 классах в несколько большем объеме, чем это предусмотрено федеральным базисным учебным планом и состоит из интеграции:

образовательных компонентов: «Информатика и ИКТ» и «Материальные технологии», при этом классы делятся на две группы.

в 5-8 классах в рамках предмета «Технология» проводится работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся:

в 5-6 классах — путем интеграции профориентационной проблематики в содержание предмета «Технология» с учебной нагрузкой не менее 12 часов в год;

в 7-8 классах — за счет включения модуля «Моя профессиональная карьера» в содержание предмета «Технология» с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в год.

В 9-ом классе в рамках компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка обучающихся (2 часа в неделю), в том числе за счет введения 18-часового элективного курса «Профессиональное самоопределение».

предмет «Информатика и ИКТ» изучается как отдельный предмет с объемом 136 часов (минимальное количество по Московскому учебному плану) + 34 часа (5 недельных часа за 5 лет) с использование часов, отведенных в Московском базисном учебном плане на «Технологию» и компонента образовательного учреждения.

На уроках образовательной области «Технология» используется современная материально-техническая база: новейшее компьютерное оборудование (2 кабинета), наборы для конструирования «ЛЕГО», ноутбуки.

Количество часов образовательной области «Технология» полностью соответствует государственной программе (по 2 часа в неделю в 5-9 классах).


8. Образовательная область «Информатика и ИКТ» осваивается, как интегрировано с предметами других образовательных областей, (а при наличии условий в гимназии изучение осуществляется во всех учебных предметах), так и отдельным предметом в части образовательной области «Технология».

В связи с отсутствием условий для интегративного изучения на всех предметах, в гимназии №1565 «Свиблово» выделен 1 час в неделю для этих целей на совместную интегративную работу учителя-предметника и учителя ИКТ.

Учитывая вариативность индивидуальных образовательных маршрутов, гимназисты 9 классов выбирают предпрофильный курс «Информатика и ИКТ» в объеме 34 ч. в год.

9. Учебный предмет «ОБЖ» в 5-9 классах изучается на интегрированной основе за счет часов «Истории и обществознания», «Естествознания», «Физической культуры», «Технологии» и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения ОБЖ – не менее 136 часов.

В Московском базисном учебном плане в 9 классе рекомендуется организовать изучение предмета «ОБЖ» как самостоятельного с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Однако, «…это всего лишь рекомендация, а не императивное предписание» (ответ юридического отдела МДО), и, учитывая, что ГОУ гимназия №1565 «Свиблово» работает в экспериментальном режиме ГЭП по теме: «Витагенное образование», вопросы предмета ОБЖ в 9 классе также рассматриваются в интеграции предметов, определенных условиями концепции этой экспериментальной площадки.

10. Экологическое образование осуществляется за счет экологизации базовых предметов.

11. Таким образом, распределяя базовый, региональный, Федеральный и гимназический компоненты, мы построили свой индивидуальный учебный план гимназии №1565 «Свиблово»: