Массовое высшее образование достигло потолка
Виноваты платники?
Говоря о недоборах, чиновники разделяют тех, кто поступает на бюджетное и платное отделения. Так, первый заместитель министра образования Александр ЖУК считает, что дисбаланс возникает главным образом за счет платников и заочников. Потому что, если брать только студентов вузов бюджетной формы обучения, их даже меньше, чем студентов ссузов: 24,1 тыс. студентов вузов против 25,3 тыс. студентов ссузов (не считая учащихся ПТУ).
- По бюджетникам ситуация сравнима с тем, что происходит в развитых странах, - отметил замминистра. - А насчет платников действительно есть вопросы.
И хотя вузы пытаются увеличить число платников для пополнения своих бюджетов, в Минобразования рассуждают о дисбалансе, к которому приводит избыточное количество специалистов с высшим образованием.
В том, что многие вузы в 2013 году не выполнили план набора платников, Дмитрий Сандаков не видит ничего страшного.
- Это скорее хорошо, чем плохо. В этом году в вуз не смогли поступить абитуриенты с самыми низкими баллами по ЦТ - это, несомненно, благоприятно скажется на общем уровне образования на первом курсе.
Не отчисляют никого
Еще одним негативным эффектом платного высшего образования Дмитрий Сандаков называет нежелание вузов отчислять неуспевающих студентов-платников, которые являются источником финансов. Поэтому на платных отделениях вузов сегодня полно студентов, у которых средний балл - 4,0. Это минимальная проходная оценка при сдаче экзамена.
- Специалистами таких выпускников можно назвать с очень большой натяжкой, - говорит Сандаков. - Зачастую они не владеют знаниями даже на уровне школьной программы, потому что за пять лет безделья многое забыли.
Такая ситуация не могла не привести к девальвации ценности диплома о высшем образовании. Работодатели уже поняли, что диплом вовсе не гарантирует наличия даже элементарных знаний у его обладателя.
- Поэтому я надеюсь, что сложившиеся в области высшего образования дисбалансы начнут постепенно выравниваться. И наблюдаемое в этом году уменьшение количества студентов станет началом самостоятельного оздоровления системы.
Профессор должен студенту?
В целом, по мнению Дмитрия Сандакова, появление платной формы обучения в вузе привело к крайне негативным последствиям. Ранее образование было благом высшего порядка, которое невозможно было приобрести за деньги, и в этом состояла его ценность. Вузы были своего рода храмами знаний, которые давали это благо не самым богатым, а самым достойным. С появлением платного обучения ситуация радикально изменилась. Вузы утратили свой особый статус. Они перестали быть храмами науки и центрами просвещения и «опустились» в плоскость товарно-денежных отношений.
- Образование стало товаром, а сам вуз - учреждением обслуживания. Если ранее вузы стояли вне поля купли-продажи, то теперь они начали подчиняться законам (писаным и неписаным) товарно-денежных отношений. По сути современные отношения «студент - вуз» находятся в правовом поле Закона «О защите прав потребителей».